разновидность производственного (делового) или организационного конфликта, объектом которого является предложение, разработка или внедрение инновации. Особенности К. и.: а) они чаще возникают на стадии внедрения управленческих нововведений, а предметом этих конфликтов являются новые правовые нормы; новые функции личности, способы поведения; новые права и обязанности, ведущие к изменению положения субъектов в сложившейся системе связей и отношений; б) инициатором К. и. чаще является работник-новатор; в) позиция консерватора является более скрытой, т. к. он преследует преимущественно личностно-ориентированные цели, чем отличается от позиции новатора, характеризующейся в большинстве случаев открытостью мотивов и направленностью на достижение общественно значимых целей; г) у большинства работников организаций существует негативная установка на изменения вообще и на изменения в сложившейся деятельности в частности; д) авторитет оппонента-новатора в К. и. (при условии положительной направленности нововведения) повышается; е) победу в большинстве К. и. одерживает не тот оппонент, чей должностной статус выше, а тот, чьи требования более справедливы и правомерны (Ю. И. Мягков, 1994). Причины межличностных К. и. объединяются в пять групп. Объективные причины заключаются в естественном столкновении интересов новаторов и консерваторов, т. к. сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут. Организационно-управленческие причины состоят в неотлаженности управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств. Инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведения. Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Наиболее конфликтогенны управленческие новшества.