противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. К. х. – многофункциональная и многослойная категория, которая является средством выражения противоречивого движения идей, мыслей, чувств, образов и воплощается на макро– и микроструктурном уровнях произведения (А. Г. Погребный, 1982). К. х. раскрывается непосредственно в сюжете и композиции, является основой развивающегося действия, находит свое логическое разрешение в кульминации и развязке. К. х. осваивает драматические процессы в жизни. Однако он характерен не только для драматургических произведений, но и для эпических, лирических, драматических произведений. Поэтому К. х. оказывает существенное влияние на формирование жанрово-родовых признаков литературы. Рассмотрение конфликта как всеобъемлющей и всепроникающей эстетической категории позволяет обнаружить его многоуровневость и многофункциональность (Т.П. Дудина, 1989). Мировоззренческая функция К. х. в своеобразии отражения сложных противоречий действительности, в расстановке противоборствующих сил, в оценке перспектив их развития позволяет обнаружить противоречия писателя в их понимании и т. о. определить его идейную позицию и жизненную концепцию. Художественно-эстетическая функция К. х., выявляя средства художественной типизации, средства создания художественных образов, концепцию характеров, своеобразие сюжетно-композиционной структуры произведения, позволяет ответить на вопрос о своеобразии использования автором исторического материала и тем самым определить своеобразие творческого метода и стиля писателя.
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (КОЛЛИЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ)
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009