Большинство этносов мира характеризуется поликонфессиональностью. Так, китайцы - крупнейший этнос мира - говорят на общем китайском языке, но в религиозном отношении делятся на даосистов, конфуцианцев, буддистов и т.д., однако наличие различных религий не дает никаких оснований для отрицания национальной общности китайцев. И если в одном случае религиозные различия не противоречат этнической общности, то в других случаях конфессиональная принадлежность стала определяющей причиной межнационального размежевания некогда единого этноса и послужила фактором формирования т.н. религиозного национализма. Термин «религиозный национализм» может быть охарактеризован как идеология, возвеличивающая общенациональные религиозные убеждения, зачастую воспринимаемые как национальная идея. Также под религиозным национализмом понимают идею, согласно которой определенный народ особенно благословлен Богом и близок Ему. Таким образом, как говорил еще М. Вебер, религиозные конфликты отличаются особой мировоззренческой нетерпимостью, несовместимостью фундаментальных основ жизни обществ, исповедующих «разных богов».
Нельзя игнорировать и тот факт, что конфессиональная принадлежность оказывает огромное воздействие на формирование духовной и материальной культуры, а следовательно черт характера, образа жизни, обычаев, обрядов и т.д. Религиозная переориентация предполагает не только чисто внешние обрядовые изменения, но также и глубинные существенные изменения во всех сферах жизни народа. Убедительным примером в этой связи можно представить диалектику этнического и религиозного в истории развития Индии. Так, сикхская сепаратистская идеология, основанная на утверждении о наличии особой сикхской нации, имеет под собой определенное этническое основание. Без анализа особенностей формирования и развития идеологии сикхизма невозможно объяснить сикхский сепаратизм.
Вместе с тем религиозная мотивация в современных конфликтах может выступать и независимо от этнической составляющей (сунниты и шииты Ирака - этнические арабы).
Рост радикальных фундаменталистских религиозных движений в современном мире привел к появлению утверждений в научном дискурсе о победе религиозного национализма на светским [1]. Так, по мнению Юргенсмайера (Juergensmeyer), религиозный национализм получил свежий импульс в связи с распадом коммунизма, вызвавшим взрыв самых разнообразных прежде подавлявшихся религиозных движений, причем не только исламских (Средняя Азия, Закавказье), но и христианских (Россия, Украина, Польша и др.).
Большинство локальных вооруженных конфликтов в 90-е гг. XX в. приобрели форму межнациональных войн с использованием этнических чисток при одновременной пропаганде национализма или идеи конфессиональной исключительности.
С точки зрения конфликтогенности, наиболее радикальными и нацеленными на конфликт являются фундаменталистские исламские концепции, которые разрабатываются вооруженными экстремистскими группировками. Основные положения сводятся к следующим постулатам: возвращение ислама в регионы его распространения в период расцвета исламской цивилизации; использование насильственных методов вплоть до силового захвата власти и государственного террора; политическая экспансия в стремлении установить истинно исламскую власть в странах распространения мусульманской религии.
Помимо радикальных фундаменталистских концепций существуют концепции либерального, или модернизированного ислама (снижение фактора конфессиональной конфликтогенности за счет совмещения роста исламской солидарности с западными ценностями), и традиционного ислама (ограниченное проникновение западных ценностей в исламские государства, ограничение сотрудничества с Западом).
Литература
1. Juergensmeyer Mark. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State by. University of California Press, 1993.
Конфессиональная составляющая национализма
Конфессиональная составляющая национализма
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.