Концепция терапии
Концепция терапии
В понимании гештальт – в терапии нуждается человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что не идет ему впрок, и не делает того, что было бы для него полезно. Пациент вообще имеет неадекватное представление о своих особенностях и возможностях, а его прежний опыт не развил в нем внутреннего источника опоры, позволяющего эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей, а его поведение вытекает из ошибочно направленных усилий и попыток сохранить внутреннее равновесие.
Сознавание – основной процесс, интегрирующий функционирование организма. Принцип личностной саморегуляции означает постоянную ориентацию относительно состояния и хода явлений и процессов, происходящих в организме. Чтобы распознать состояния равновесия и их нарушения, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, организм должен осознавать самого себя. Понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем «знать», «различать», «отдавать себе отчет».
Внимание и активность терапевта сконцентрированы на помощи пациенту в расширении и обогащении зоны сознавания. Терапевт не руководствуется тем, какое поведение или установки должны быть сформированы в результате лечения. Зато он создает ситуации эксперимента, в которых пациент сам себя проверяет, что может быть для него подходящим и ценным, а что – неподходящим и вредным.
В терапевтической группе никого не принуждают и не склоняют к тем или иным действиям. Терапевт только вносит предложения, приглашает к предпринятию определенных действий, но одновременно следит, чтобы пациент не ощущал принуждения под давлением другого человека и осознавал возможность самостоятельного выбора в своей деятельности.
Основным элементом работы является индивидуальная поочередная работа терапевта с пациентами на фоне группы. После завершения этой работы остальные члены группы могут поделиться своими переживаниями, связанными с терапевтической работой, с другим пациентом, часто оказываются вспомогательным материалом для осознания собственных проблем и стимулом к собственной работе с терапевтом.
Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005