КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ Концепция слитной наследственности

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНАЯ КОНФЛИКТОВ

Найдено 2 определения термина КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНАЯ КОНФЛИКТОВ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНАЯ КОНФЛИКТОВ

системный подход к исследованию конфликта, предполагающий определение универсальной для различных наук понятийной схемы его описания, объяснения и управления. Формирование конфликтологии как целостной отрасли знаний м. б. ускорено, если применить К. с. к. к их исследованию и к интеграции знаний, имеющихся сегодня в 14 науках, изучающих конфликты. Известно четыре основных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования конфликтов А. Я. Анцуповым разработаны еще три частных вида системного анализа: системно-содержательный, системно-ситуационный и междисциплинарный. Системно-структурный анализ нацелен на выявление всей совокупности элементов, из которых состоит конфликт, а также его места в надсистеме. Он характеризует статическую составляющую конфликта и проводится на четырех основных уровнях. Системно-функциональный анализ нацелен на выявление всех существенных взаимосвязей между элементами, определенными в результате системно-структурного анализа. Он характеризует динамическую составляющую конфликта. Системно-генетический анализ нацелен на выявление движущих сил эволюции, развития и динамики конфликтов. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами микро– и макросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты. Системно-информационный анализ конфликтов заключается в выявлении роли информации и ее функций в возникновении, развитии и завершении конфликтов. Системно-ситуационный анализ конфликтов предполагает рассмотрение конфликта как системы, состоящей из объективной и отражающей ее субъективной подсистем. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. С помощью ретроспективного анализа создается «банк» конфликтных ситуаций, который позволяет выявить ряд важных и интересных закономерностей развития конфликта. Такой анализ м. б. успешно применен в интересах изучения конфликтов любого уровня, начиная от внутриличностных и заканчивая международными. Системно-содержательный анализ конфликтов состоит в изучении конфликта по единой общей понятийно-категориальной схеме описания: сущность; классификация; структура; функции; эволюция; динамика; генезис; информация в конфликте; предупреждение; завершение; исследование и диагностика.

Основные элементы системной концепции конфликтов

Одним из элементов К. с. к. является междисциплинарный подход к их исследованию и регулированию. Он требует, чтобы при изучении конфликтов конфликтолог не ограничивался рамками одной-двух наук. Специалист должен хорошо знать теорию и практику исследования конфликтов в трех основных отраслях конфликтологии: психологии, социологии и политологии конфликта. Кроме того, он должен знать основные результаты изучения конфликтов в исторических, юридических науках, социобиологии, педагогике и философии. Он должен иметь представление о состоянии остальных отраслей конфликтологии. Одним из элементов К. с. к. является общая классификация конфликтов. Она дает систему типов и видов конфликтов, выступающих объектом исследования конфликтологии. Включает конфликты с участием человека (социальные и внутриличностные), а также зооконфликты (интропсихические и зоосоциальные). Без изучения зооконфликтов нам не объяснить глубинные движущие силы убийств, терроризма, войн и т. п. Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является обыденный и научный антропоцентризм, присущий большинству людей. Система принципов изучения конфликтов включает семь общенаучных принципов и пять принципов конфликтологии. К общенаучным относятся принципы: развития; всеобщей связи; необходимости соблюдения требований основных законов и парных категорий диалектики; диалектического единства теории, эксперимента и практики; системного подхода; конкретно-исторического подхода; объективности. К принципам конфликтологии относятся: принципы междисциплинарности, преемственности; эволюционизма; личностного подхода и поиска скрытого содержания конфликтов; борьбы со Злом в его конфликте с Добром. В К. с. к. обобщены результаты анализа 607 диссертаций по проблеме конфликтов, защищенных в нашей стране в ХХ в. Он позволил выявить систему проблем, реально изучаемых российскими конфликтологами в 14 отраслях знаний. Др. способами системно и объективно оценить реальное положение дел в области изучения конфликтов невозможно. Важным элементом К. с. к. является анализ 2247 публикаций по проблеме конфликтов в нашей стране с 1924 по 1996 г. и основных публикаций с 1997 по 2000 г. Это позволило вскрыть тенденции в развитии отраслей конфликтологии, сравнить состояние последних, дать прогноз развития науки в ближайшем будущем и т. п. Результаты первичного системного анализа 3000 реальных межличностных конфликтов позволили установить эффективность системно-ситуационного метода, выявить ряд важных содержательных и динамических характеристик межличностных конфликтов.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНФЛИКТОВ

См. Концепция системная конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Личностно-ориентированная концепция счастья: новая системная парадигма

Предлагается разработанная автором личностно-ориентированная концепция счастья (ЛОКС), имеющая системный характер и синтезирующая эвдемонический и гедонистический подходы в исследованиях счастья при главенстве первого из них. Показан интегрирующий характер ЛОКС относительно ряда теорий личности начала – середины XX века, так же как и современных зарубежных моделей эвдемонии. Разработаны практические методики, позволяющие изучать выраженность и взаимодействие компонентов модели, а также усиливать эвдемоническую ориентацию личности.
Скачать PDF

Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна, Мартынова Анна Игоревна
Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности. Согласно концепциям фрейдизма и классического психоанализа, личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливает уникальность личности. Представления З. Фрейда о двойственной (социально-биологической), а следовательно, предрасположенной к конфликту природе психики позволили охарактеризовать психологические механизмы возникновения внутриличностного конфликта и обозначить его динамические характеристики.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Особенности становления Я-концепции и мнестической сферы у школьников с врожденной расщелиной губы и

Чистоградова И. А.
Статья посвящена проблемам изучения особенностей становления Я-концепции и памяти у школьников с врожденной расщелиной губы и неба. Анализ экспериментальных результатов показал, что специфические особенности мнестических процессов в виде высокой устойчивости памяти на отрицательные слова обуславливают тенденции к формированию негативной концепции. Полученные факты важны для правильной психологической коррекции.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо.
Скачать PDF

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ

Дыхан Л.Б., Панова Ю.В.
Скачать PDF

Значимость «Я-концепции» в профессионально-личностном становлении студентов будущих преподавателей т

Пономаренко Карина Геворговна
Статья посвящена изучению актуальной проблемы педагогической психологии исследованию личностного становления студента, определению функциональной роли «Я-концепции» в данном процессе. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью системного психологического сопровождения и поддержки личностной успешности, взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения на этапе студенчества.
Скачать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Построение «Я-концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников

Беляева Л. А.
В статье представлены актуальные вопросы, имеющие отношение к профессиональному самоопределению старшеклассников в школе. Автор рассматривает вопросы формирования профессионального самоопределения в зависимости от личных особенностей субъекта. При разработке подхода к проблеме профессиональной направленности старшеклассников представлено ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и профессиональной.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Изменения я-концепции у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и п

Милейко М. В.
В статье обсуждается взаимосвязь заболевания и особенностей смысловой сферы у детей с ХГП. По результатам исследования у детей с ХГП и их родителей выявлены: двойственная самооценка, значительный разрыв между «Я реальным» и «Я идеальным».The paper describes the interconnection between the disease and the peculiarities of the mental sphere of CGP-suffering children. Results of the study of CGP-suffering children and their parents have shown ambiguous self-feeling, significant gap between "I-actual" and "I-ideal".
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: