Концепция профессонального развития Сьюпера

Найдено 1 определение
Концепция профессонального развития Сьюпера
(лат. conceptus — понятие и profiteer — объявляю своим делом) — онтогенетическая теория, разработанная Д. Сьюпером на основе представлений Ш. Бюлером о жизненном пути. Описывает стадии и этапы профессионального развития. Каждая стадия ориентирована на решение типичных задач соответствующего возраста:
1. стадия «пробуждения», характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы «фантазии» (долминирование джетских потребностей в возрасте 4—10 лет);
2. стадия «интересов» (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11—12 лет);
3. стадия способностей (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13—14 лет);
4. стадия «исследования» — реальное проигрывание разных ролей, включает этапы «эксперимента» (предварительный профессиональный выбор и его опробывание, 15—17 лет), «перехода» (реализация «Я–концепции», 18—21 год) и «пробы» (овладение составом профессиональной деятельности, 22—24 года);
5. стадия «консолидации», цель которой –нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы «пробы» (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25—30 лет) и «стабилизации» (направление всех усилий, 31—44 года);
6. стадия «сохранения» (стремление сохранить статус (45—64 года);
7. стадия «снижения» — уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития и не учитываются индивидуальная, гендерная специфика, содержание конкретных видов профессиональной деятельности.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014