Концепция морального развития Колберга

Найдено 1 определение:

Концепция морального развития Колберга

Словообразование. Происходит от лат. mоrale - нравственный.

Автор. Л.Колберг.

Категория. Генетическая теория.

Специфика. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени:

0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то).

1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого.

2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей.

Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени:

3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому-то и помогают ли ему.

4. Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное - быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности. Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали)

5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т.д.).

6. Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед.

7. Жизнь человека - элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни.

Литература. Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию

Молчанов Сергей Владимирович
В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития.
Скачать PDF

Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития

Прокофьева Наталья Владимировна
Статья посвящена исследованию феномена морально-нравственной рефлексии как интегрального свойства личности, отражающего ценностно-смысловые ориентиры, влияющие на особенности личностного развития. В ней говорится об актуальности данной проблемы в контексте дефицитов современного общественного устройства и необходимости возрастания активной, ответственной, автономной позиции современного взрослого в выборе внутреннего ценностносмыслового наполнения и вопросов самореализации. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты заключительного этапа диссертационного исследования и обозначены перспективы развития дальнейшей научной работы.
Скачать PDF

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в тех ситуациях, когда интересы индивида и партнера не совпадают (Чеснокова, 2005). Такое определение социального интеллекта допускает возможность обмана целенаправленного введения партнера в заблуждение. Но совместимы ли социальный интеллект и мораль? Можно ли обманывать с моральной точки зрения? На первый взгляд, может показаться, что можно, если результат, который достигается таким образом, служит интересам общества. Как известно, обманные действия применимы на войне, в борьбе с террористами, в разного рода соревновательных играх (шахматы, футбол). Все эти проявления социального интеллекта не противоречат морали, поскольку обман тут оправдан интересами спасения людей и их блага. Такие проявления социального интеллекта (назовем их «позитивным обманом») отличаются от макиавеллизма обмана с целью достижения корыстных, эгоистических целей: власти, богатства, самоутверждения и т. п. Чтобы описать развитие социального интеллекта, нам надо обратиться к истокам становления морального сознания ребенка.
Скачать PDF

Современное состояние и возможности развития морального компонента целевой направленности личности п

Шилова Нина Игоревна
В статье рассматриваются основные критерии морального компонента целевой направленности личности подростка, уровень развития которых определяется на основании проведения диагностического среза у школьников города Николаева. Представлены результаты исследования по двум методикам. Определены способы и перспективы дальнейшего развития морального компонента целевой направленности подростков.
Скачать PDF

Основные современные подходы в психологии морального развития

Колпакова Марианна Юрьевна
Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просоциального развития, личностные подходы. Выделена основная проблема в области моральной психологии проблема мотивации морального поведения и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегративные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. На основании анализа метатеоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.
Скачать PDF

Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития

Дорофеева Нина Владимировна, Егоров Илья Владимирович
В статье обсуждается проблема морально-нравственного развития личности ребенка и склонности ко лжи в психолого-педагогической науке. В эмпирическом исследовании были выявлены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» и, в свою очередь, два промежуточных варианта, проявляющихся в ситуации мотивационного конфликта, когда с одной стороны у ребенка присутствует желание выиграть, а с другой правдивая оценка своей успешности в решении заданий. Изучение особенностей самооценки дошкольников показало, что дети с наименьшей степенью склонности ко лжи адекватнее, они более точно дают себе оценку. У детей с ярко выраженной склонностью ко лжи, напротив, наблюдается завышенная, недифференцированная самооценка. По качеству взаимоотношений дошкольники, склонные ко лжи, занимают весьма благополучное положение среди сверстников, дети же, отличающиеся правдивым поведением, испытывают трудности в общении со сверстниками. В заключение авторы статьи приводят анализ данных и результатов, полученных ранее и в настоящее время, который позволяет сравнить динамику проявления лживого поведения и его взаимосвязи с межличностными отношениями.
Скачать PDF

Непрерывное развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел средст

Хайруллова Э.Т.
Рассмотрены возможности самообразования и самовоспитания в развитии морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, разработан алгоритм составления программы саморазвития морально-психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел.
Скачать PDF

Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда

Лызь А.Е.
Скачать PDF

Тренинг как средство развития профессиональной «Я-концепции»

Семенова Елена Александровна
В статье дается обоснование актуальности проблемы развития профессионального самосознания, представлен теоретический анализ основных подходов к «Я-концепции». Раскрываются принципы, направления и методы тренинговой работы, особенности и динамика профессионального самосознания студентов в вузе.
Скачать PDF

Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции

Чернецкая Надежда Игоревна
Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления школьников с позиций интегральной концепции, трактующей его как высший уровень мышления. Предполагается, что творческое мышление может быть развито благодаря специально организованной интеграции отдельных видов мышления.
Скачать PDF

Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов с

Краснощёченко Ирина Петровна
Статья посвящена изложению акмеологической концепции становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов с учетом регионального запроса. Представлена структура, детерминанты, стадии и уровни развития профессиональной субъектности. Оценка результативности реализации концепции осуществляется на основании комплекса критериев.
Скачать PDF

Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции педаго

Фельдман И.Л.
Обобщены понятия профессионализм личности и профессионализм деятельности, выделены и рассмотрены основные критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания,
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: