КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
КАМП’ЮТАРЫЗАЦЫЯ / COMPUTERIZATION– процесс распространения компьютерных технологий и их проникновение в различные сферы жизни. Психология К. занимается изучением новых повседневных практик, связанных с распространением компьютерных технологий, психологическими факторами внедрения цифровых технологий в организациях, возможностями использования цифровых технологий в самой психологической науке и практике, а также с особенностями компьютерного моделирования процессов, свойств и состоянии психики человека, например искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение, нейронные сети. Исследования повседневных практик внедрения цифровых технологий ставят своей задачей выявление того, каким образом использование новых цифровых средств меняет базовые феномены человеческой повседневности– игру (в связи с распространением компьютерных игр), общение и установление социальных связей (в свя зи с распространением электронной почты, социальных сетей и мессенджеров), мышление (в связи с возможностью избирательного восприятия информации в условиях ее неограниченного доступа). Исследования психологических факторов внедрения цифровых технологий в организациях изучают вопросы необходимых предпосылок для эффективного освоения новых технологий сотрудниками, спонтанными и необходимыми изменениями бизнес-процессов в связи с внедрением цифровых технологий, индивидуальнои социально-психологических различий сотрудников, влияющих на степень эффективности и качественные особенности К. организаций. Исследования возможностей К. в психологии посвящены возможностям и ограничениям использования цифровых технологий в психологической науке (современные методы анализа данных, новые способы организации сбора данных, особенно экспериментальные) и практике (онлайн-консультирование, компьютерная психодиагностика). Психология компьютерного моделирования процессов, свойств и состояния человеческой психики основывается на ключевом отличии процессов обработки информации человеком и компьютером: в то время как для человека абстрактное мышление соответствует более высокому уровню развития интеллекта, а мышление по аналогии является более простым, для компьютера, напротив, операции, соответствующие абстрактно-логическому мышлению, требуют намного более простых алгоритмов, чем моделирование аналогового мышления (например, программа, позволяющая компьютеру производить сложные алгебраические преобразования, будет намного проще, чем программа, позволяющая компьютеру отличать кошку от собаки на изображении). Вместе с тем разработка новых, более эффективных алгоритмов компьютерного анализа аналоговых данных позволяет снизить себестоимость и увеличить скорость решения многих задач. М. С. Фабрикант