Компетентность в психологии

Найдено 1 определение
Компетентность в психологии
competency in psychology) В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет раковина, зовут квалифицированного водопроводчика. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о физ., эмоциональном, правовом или духовном благополучии. Об-во твердо уверено, что люди, предлагающие услуги в области здравоохранения, должны быть компетентны, равно как и те, кто их учит. При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй - к юридич. соответствию; третий - к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Понятие "компетентность" весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под "компетентностью". Большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это чел., от к-рого можно ожидать высокой компетентности. Т. о., в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение. Тж и большинство профессиональных ассоц. и органов лицензирования отстраняют от практ. деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, к-рые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику. У психологов компетентность обычно рассматривается в аспекте предоставления профессиональных услуг, обычно клинического характера. Минимальным уровням компетентности прямо адресованы разраб. Американской психол. ассоц. "Стандарты для поставщиков психол. услуг" (Standards for providers of psychological services), профессиональные стандарты надзорных комиссий (PSRC) и органов контроля за гарантией качества, принадлежащих оплачивающей услуги третьей стороне. Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет психология как профессия. Лица той или иной профессии должны служить об-ву и иметь для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными правами, предоставленными им об-вом. Так, об-во обычно признает право профессии контролировать торговлю своим мастерством и предполагает, что профессиональные орг-ции должны следить за деятельностью своих членов. Профессия как род деятельности, однако, заключается в обладании конкретными знаниями и определенными навыками. Эти навыки можно оценивать непосредственно, используя специальные критерии для определения степени адекватности выполнения операций. Для оценки на основе выполнения операций необходимо иметь доказательство того, что специалист обладает необходимым количеством навыков. Хотя эти навыки можно приобрести и в школе, мн. усваивают их, работая в качестве учеников и ассистентов до тех пор, пока не достигнут уровня компетентности, позволяющего самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность. Нек-рые считают, что такой же подход следует применять и в отношении профессиональных психологов. Они полагают, что окончательным критерием в оценке компетентности профессионалов выступает клиент. Они считают, что личную компетентность можно оценить посредством заданий в ролевых играх либо записей сеансов терапии, к-рые, напр., могут оценить супервизоры. Они указывают на то, что компетентность м. б. определена путем оценки действий при терапевтической работе. Оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю. Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что совр. методы удостоверения квалификации психологов способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьировать в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту. Дэниел Б. Хоган, пишущий об определении психол. практики и уставе психотерапевтов, отмечает, что прогнозировать компетентность сложно, если нельзя адекватно оценить терапевтический процесс. Он считает, что, пока мы не можем установить четкую связь между удостоверением квалификации и успешностью лечения, трудно определить и компетентность. Пытаясь прояснить нек-рые из вопросов, касающихся удостоверения квалификации и компетентности, Артур Винс и Джон Меннэ отмечают, что существует неск. важных стадий, к-рые должны быть пройдены до достижения компетентности. Во-первых, соотв. университетская специализация и обучающие программы должны давать базовые знания, обязательные для всех психологов. Хотя знания и являются важным компонентом становления психолога, сами по себе они не гарантируют компетентность. Совпадающая с ней стадия - это приобретение практ. опыта под наблюдением специалистов (супервизоров), к-рые оценивают у обучающегося степень овладения соотв. навыками и способность действовать профессионально и компетентно. В этом контексте необходимо признать, что профессия действительно подразумевает большой объем знаний, но что самого по себе владения навыками недостаточно для подтверждения компетентности. Лицензирование имеет целью удостоверить, что каждый кандидат на получение лицензии приобрел базовые знания по психологии, а тж оценить качество подготовки супервизора и опыта кандидатов, обычно на основе рассмотрения рекомендаций, нередко дополняемого письменными или устными экзаменами. Лицензирование тж предоставляет потребителю гарантии того, что с некомпетентными или с не соблюдающими этику людьми обходятся соотв. образом. Качество лицензирования зависит от уровня работы экзаменационного подразделения лицензионного комитета. Гос. экзамен на право заниматься профессиональной практикой просто подтверждает, что кандидаты приобрели базовые знания по психологии. Хотя всегда остается возможность того, что кандидат не усвоил требуемые базовые знания, случается тж, что и программа, к-рую он прошел, не обеспечила получения достаточного объема таких знаний. Иногда считается, что лицензирование и аттестация должны быть процедурами скорее добровольными, чем обязательными. Утверждается, что об-во должно иметь право прибегать к услугам как лицензированных специалистов, так и - на свой страх и риск - нелицензированных, точно так же как можно пользоваться услугами простого бухгалтера, а не дипломированного аудитора. Необходимо проводить различие между компетентностью начального уровня и дальнейшей компетентностью. Компетентная профессиональная практика подразумевает хорошую осведомленность специалиста о достижениях в своей области. Мн. законы о лицензировании психологов требуют участия в программах непрерывного образования, хотя сложно оценить, является ли это гарантией усвоения специалистом новых знаний. Иногда считается, что скоро наступит время, когда специалисты будут периодически проходить лицензирование. Вероятно, это потребует развития методов оценки базовых знаний, степени поддержания навыков, а тж уровня усвоения новых достижений в своей области. Внимание к проблеме компетентности привело к здоровым сомнениям в отношении совр. процедур аттестации и лицензирования и пониманию необходимости их исследования. Др. следствием этого стало более четкое определение объема базовых психол. знаний, а тж прояснение того, что представляет собой докторское образование. Надо надеяться, что с развитием психологии как профессии и как науки определение компетентности будет продолжать вбирать в себя новые тенденции. См. также Американская психологическая ассоциация, Продвижение по службе, Профессиональная этика Н. Эбелис

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
178.72 кб

Компетентность в общении психологов

Филатова Л. Э.
В статье приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развития компетентности в общении психологов, а также представлена модель р
Читать PDF
49.17 кб

Акмеологическая компетентность психолога

Маркин Владимир Николаевич
В статье рассматривается соотношение понятий «психологическое воздействие» и «акмеологическое воздействие». Выявлено, что основанием взаимодействия этих двух понятий является акмеологическая компетентность.
Читать PDF
110.54 кб

Психолого-педагогическая компетентность учителя

Давлетбаева Р. Г.
Читать PDF
861.22 кб

Психологическая компетентность младшего школьника

Стельченко Ирина Дмитриевна
В статье рассматривается понятие психологической компетентности как структурного компонента психологической культуры младшего школьника и близких по содержанию понятий.
Читать PDF
280.06 кб

Речевая компетентность как психологический феномен

Бородачёва О. В.
Анализируется речевая компетентность в рамках нарративного подхода в психологии как комплексный психологический феномен, заключающийся в обладании определенными языковыми "Я-средствами", социально и этно-культурно заданными, в обл
Читать PDF
366.03 кб

Становление компетентности практического психолога

Серый А. В.
Читать PDF
135.61 кб

Структура и факторы психологической компетентности

Егорова Ирина Александровна
В статье рассматриваются факторы психологической компетентности в соответствии с ее различными структурными блоками.
Читать PDF
229.99 кб

Коммуникативная компетентность педагогов-психологов

Попович Е.А.
В данной статье проведен анализ определений феномена коммуникативной компетентности, как необходимого профессионального качества педагога-психолога, и его компонентов в научных литературных источниках.
Читать PDF
460.23 кб

Развитие психологической компетентности руководителя

Л.Л. Михайлова
Представлены результаты исследования уровня развития психологической компетентности руководителей под воздействием модульной программы обучения.
Читать PDF
316.22 кб

Психологическая компетентность преподавателя высшей школы

Алексеева A.
Читать PDF
122.69 кб

Психологическая компетентность преподавателя высшей школы

Никулина Н. В.
В статье раскрывается сущность психологической компетентности, представлена ее специфика, рассмотрены виды психологической компетентности преподавателя высшей школы.
Читать PDF
439.06 кб

Вопросы экстремально-психологической компетентности юриста

Аминов Илья Исакович
Статья посвящается изучению психологических явлений, возникающих в ситуациях профессионального риска, опасности для жизни и здоровья, требующих экстремальной компетентности умения должным образом мобилизовывать физические и нравст
Читать PDF
238.18 кб

Психолого-педагогическая компетентность cоциального педагога

Залитинова Сапияханум Атаевна, Акаева Наида Багавтиновна
В статье раскрываются особенности психолого-педагогической компетентности социального педагога как основы профессиональной деятельности, описываются его должностные обязанности, предполагающие широкую эрудицию, в том числе систему
Читать PDF
908.87 кб

Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется соотношение понятий сущность, личность, общение, коммуникативная компетентность, дается феноменологическое описание основных коммуникативных стратегий, предлагается новое определение коммуникативной компетен
Читать PDF
243.11 кб

Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи

Саралиева З. Х.

Похожие термины:

  • Компетентность психологическая

    это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять лично