КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 5 определений термина КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят:

1) умение ориентироваться в ситуациях социальных;

2) умение правильно определять особенности личностные и состояния эмоциональные других людей;

3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого (-> рефлексия; эмпатия).

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Компетентность социально-психологическая

совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с.-п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого. К. c.-п. формируется в ходе освоения индивидом систем общения в условиях активного взаимодействия с социумом. Ю.М. Жуков

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав C.– п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния др. людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место др. C.– п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность (Л. А. Петровская, 1992). Одним из центральных компонентов С.– п. к. является конфликтологическая компетентность. Конфликт – наиболее опасное и деструктивное явление в системе межличностных отношений. Поэтому исследование и формирование С.– п. к. у каждого человека выступает важнейшим теоретическим и прикладным направлением конфликтологии. Наиболее интенсивно развитие С.– п. к. происходит в детском, подростковом и юношеском возрасте. См. Конфликтологическая компетентность, Рефлексия, Эмпатия

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Социально-психологическая компетентность

способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализо- вывать эти способы в процессе взаимодействия.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В.Г. Баженов, В.П. Баженова, Феникс, 2007 г

Компетентность социально-психологическая

способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества, эмоциональные состояния, ставить себя на место других людей, говорить их языком; 3. обладание коммуникативными навыками. Талантливые в социально-психологическом плане лица способны очаровывать указанными умениями окружающих, как, например, это умел делать Чичиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. «Надобно сказать, - пишет Н.В.Гоголь, - что у нас на Руси если не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом…У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые, с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…, словом, восходи до миллиона, все найдутся оттенки». Английский врач сказал, впрочем, что старый врач говорит на латыни, новый – на английском, а хороший врач говорит на языке больного.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как компонент готовности будущих юристов к профессиональной

Гулидова Н.В.
Скачать PDF

Профессиональные представления и компоненты социально психологической компетентности будущих специал

Никонова Марина Владимировна
Представлены результаты исследований профессиональных представлений будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления. Исследуются особенности компонентов социально психологической компетентности муниципальных служащих. Выявляется содержание профессиональных представлений муниципальных служащих и будущих специалистов
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

К вопросу о социальной компетентности в процессе психологического образования в техническом вузе

Перелелицына М.Ю.
Скачать PDF

Самооценка в структуре социально-психологической компетентности студента вуза

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье проанализированы научные подходы определения структуры социально-психологической компетентности. Исследованы особенности самооценки студентом социально-психологической компетентности в зависимости от курса обучения и пола. Получены взаимосвязи самооценки с личностными качествами и ценностями, а также с социометрическим статусом и экспансивностью
Скачать PDF

Становление социально-психологической компетентности личности (на примере сотрудников уголовно-испол

Качкина Лилия Сергеевна
В статье рассмотрено влияние психологических особенностей, самоактуализации (собственная актуализация), программы психологического воздействия, половых особенностей, места работы и должности на становление социально-психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Даны определение и классификация данного феномена
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза

Кононенко Ирина Михайловна, Ильязова Марьям Даниловна
Первоочередной задачей высшей школы является создание модели выпускника вуза, который смог бы успешно функционировать на рынке труда. Одно из главных мест в этой модели должна занять социально-психологическая компетентность, которую авторы определяют как динамичное интегративное личностное образование, включенное в Я-концепцию индивида, состоящее из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей: перцептивной, коммуникативной и интерактивной и позволяющее индивиду успешно функционировать как в профессиональной, так и социальной сферах деятельности. Выделены основные блоки компетентности выпускника современного вуза: профессиональная и социально-психологическая компетентность. Библиогр. 21. Ил. 1.
Скачать PDF

Ролевая игра и развитие социально-психологической компетентности студентов

Кононенко Ирина Михайловна
В условиях стремительно развивающегося общества происходит и изменение социального заказа, предъявляемого вузу. Важнейшей задачей вуза на современном этапе является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных не только в профессиональном, но и в социально-психологическом отношении. Решению этой задачи, по мнению автора, способствует применение в учебном процессе ролевой игры. Рассматривается структура ролевой игры: сфера игры, игровое состояние, игровая позиция, игровая ситуация, неопределенность развития результата, содержание и сюжет игры, игровая роль, игровые действия (операции), правила игры, конфликт в игре, риск, орнаментальный элемент игры, результат (цель) игры. Автор пытается проследить влияние этих компонентов ролевой игры на развитие социально-психологической компетентности. Кроме того, оговариваются условия, при которых возможно применение этой техники. Библиогр. 11.
Скачать PDF

Ролевая игра как средство развития социально-психологической компетентности будущего специалиста

Кононенко Ирина Михайловна
Социально-экономические изменения, происходившие в конце XX в., неизбежно сказались и на сфере образования, в том числе и высшего. Изменения в обществе и требования к специалисту, прописанные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», ориентируют высшую школу на использование компетентностного подхода. Его целью является компетентный специалист, в том числе и в социально-психологическом отношении. Ориентация на развитие социально-психологической компетентности делает целесообразным не только применение в педагогическом процессе традиционных, но и разработку инновационных технологий. Инновациями в вузе, на наш взгляд, может быть не только изобретение новых методов, технологий обучения, но и использование хорошо забытых активных методов обучения. Одним из таких методов, дающих толчок развитию у студентов социально-психологической компетентности, является ролевая игра. Библиогр. 17.
Скачать PDF

Анализ психологических оснований и внутриличностных детерминантов социальной компетентности учащихся

Калинина Н. В.
Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности как механизма активизации внутриличностных резервов социальной адаптации. Представлены понятие и структура социальной компетентности, определены ее психологические основания. Показаны связь составляющих этого феномена с успешностью социальной адаптации, направления их развития.
Скачать PDF

Социально-психологический тренинг как метод развития личностной и перцептивной компетентности менедж

Корниенко Анжелика Владимировна
Рассмотрена специфика употребления понятия «компетентность», в зарубежных и отечественных исследованиях. Описаны результаты внедрения тренинга развития личностной и перцептивной компетентности менеджеров продаж. Представлены значимые различия структурных компонентов личностной и перцептивной компетентностей в контрольной и экспериментальной группе (до и после проведения тренинга). Выявлены изменения в структурных компонентах личностной и перцептивной компетентности по тестовым шкалам: нервно-психическая устойчивость, контактность, креативность, самоуважение, сензитивность, мотивация к успеху.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: