КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
Компенсация функций
Усложненная форма адаптации, обладающая меньшим резервом прочности. При этом относительно здоровый орган принимает на себя частичное выполнение функций пораженного или больного органа, функционально разгружая его, однако при этом его собственная функция возрастает (гиперфункция).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций в следствии аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм. Одна из важнейших разновидностей адаптационной реакции организма на повреждение заключается в том, что не пострадавшие непосредственно органы и системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления (т.н. заместительная гиперфункция) или качественной перестройки функции.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
Компенсация функций
Словообразование. Происходит от лат. compensatio - возмещение.
Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций.
Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.
Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций.
Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
– возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Процесс К. элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. К. высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребенка. Применяемые в современной дефектологии методы К. нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.
Процесс К. элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. К. высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребенка. Применяемые в современной дефектологии методы К. нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
от лат. compensate — возмещение и functio) — возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций за счет использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Решающими моментами в создании новой функциональной системы при К. ф. является оценка результатов, к которым приводят попытки организма устранить дефект. Эта оценка осуществляется благодаря обратной афферентации. Существуют два вида К. ф.: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохраненных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. ф. Они имеют большое значение в случаях преодоления нарушенных или недостаточно развитых психических функций. К. ф. имеет большое значение для выработки индивидуального стиля деятельности. К. ф. при выполнении трудовой деятельности носит название производственной компенсации.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
от лат. сот-pensatio - возмещение) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частики" нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие "обратной афферентации").
Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я - путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.
К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.
К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, - при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, - при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)
Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я - путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.
К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.
К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, - при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, - при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Компенсация функций
от лат. compensatio — возмещение) — возмещение, выравнивание нарушенных или недоразвитых функций путем использования сохранных или частично нарушенных нервных механизмов. К. ф. охватывает широкий спектр явлений, относящихся к медицине, физиологии, психологии, дефектологии. В медицине под К. ф. понимается устранение болезненных расстройств того или иного органа путем развития соответствующих приспособлений (напр. гипертрофия сердца при пороках клапанов). В психиатрии, в зависимости от формы психологической патологии, для К. ф. используются различные психофармакологические средства, социально-трудовые мероприятия, методы нивелирования патогенных средовых факторов и др. В физиологии под К. ф. понимается вовлечение в реализацию физиологических функций (дыхания, пищеварения и др.) новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении, и создание новых функциональных систем (по П. К. Анохину). Решающим моментом в образовании новой функциональной системы является оценка конечного результата с помощью "обратной эфферентации". В психологии проблема К. ф. разрабатывается прежде всего в рамках клинической психологии. В патопсихологии и психосоматике используются различные психологические методы К. ф., воздействующие на личность больного. К психологическим средствам воздействия относятся различные индивидуальные и групповые формы психотерапии, которые направлены на устранение эмоциональных конфликтов, навязчивых состояний, неадекватной самооценки и др. В нейропсихологии разработаны особые методы восстановления высших психических функций, опирающиеся на нейропсихологическую теорию. Описаны два типа К. ф. — внутрисистемная и межсистемная перестройка функций (по А. Р. Лурия). Первая осуществляется за счет перестройки работы сохранных нервных элементов той же функциональной системы, с помощью которой осуществляется нарушенная психическая функция; вторая — за счет более сложной перестройки нарушений функциональной системы с привлечением новых нервных элементов из других сохранных систем, ранее не участвовавших в реализации функции. Так, при восстановлении понимания речевых логико-грамматических конструкций, нарушенного воздействия поражения зоны ТРО левого полушария возможен перевод данной функции на другой уровень реализации в пределах той же функциональной системы. Однако процесс звукоразличения (речевой слух) можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, т. е. за счет других функциональных систем. Особый раздел К. ф. в нейропсихологии составляет восстановление функций у детей с трудностями обучения. В дефектологии К. ф. направлена на преодоление врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит главным образом путем развития осязания (т. е. за счет совместной работы двигательного и кожно-кинестетического анализаторов) или за счет преобразования световых сигналов в звуковые. При дефектах слухового анализатора К. ф. осуществляется с помощью преобразования звуковых сигналов в световые (и других методов), что требует специального обучения. К. ф. составляет важный раздел общей реабилитации больного, его приспособления к социальной среде.
Источник: Клиническая психология. Словарь