Коммуникационный результат

Найдено 1 определение
Коммуникационный результат
итог коммуникации как произвольной целенаправленной деятельности субъекта О., направленной на прием, передачу, кодирование и декодирование информации. Следует отличать К. р. от результата некоммуникативной предметно-практической деятельности, осуществление к-рой опосредствованно коммуникацией. При определении К. р. важно не сбиться на определение результата другой, некоммуникативной деятельности, к-рую обслуживает коммуникация. Ведь то, что для деловой коммуникации является результатом, для осн. предметно-практической деятельности (производственной, управленческой, учебной и проч.) - только средством и способом ее осуществления. Кроме того, результат коммуникации невозможно отнести только к одному из ее субъектов. Ни один из коммуникантов не может всецело и абсолютно «присвоить» совместно полученный К. р., к-рый «прорастает» из того, что в коммуникации есть «меж» и «между» - из межличностного взаимодействия, межличностного понимания, межличностных отношений и т. п. Т. о., по механизму возникновения К. р. межперсонален, а по характеру «присвоения» - индивидуален, личностен. К тому же, если о степени результативности предметно-практической деятельности можно судить по наличию или отсутствию опр. материального продукта, то сделать вывод относительно достижения результата коммуникационной деятельности много труднее, ибо он, принадлежа с самого начала сфере сознания, не дан нам непосредственно. К. р. является итогом решения коммуникационной задачи, состоящей в том, чтобы осуществлять такое воздействие на партнера, при к-ром в каждый момент взаимодействия достигается возможность менять его представления о предмете О., влиять на его понятийную сферу, добиваться все большего взаимопонимания, - одним словом, изменять «смысловое поле» партнера по поводу обсуждаемой проблемы. Поэтому К. р. может рассматриваться как опр. смысловая «прибавка» к системе представлений партнера об обсуждаемой проблеме, как степень изменения его «смыслового поля». Воздействие на систему представлений одного из участников коммуникации с целью их изменения вовсе не исключает, а, напротив, предполагает опр. изменение представлений об обсуждаемой проблеме и у др. партнера - того, кто оказывает это воздействие. Взаимные воздействия партнеров на «смысловые поля» друг друга с целью их содержательной и смысловой синхронизации приближают коммуникантов к такому решению обсуждаемой проблемы, к-рое устраивает обоих и позволяет осуществлять такую совмест. деятельность, цели, задачи и результаты к-рой удовлетворяют каждого из них. Т. о., К. р. - это итог продуктивного решения коммуникационной задачи, ради к-рого инициируется и осуществляется коммуникация. К. р. как психосемантический феномен выступает в форме качественно изменившихся в результате О. смысловых полей коммуникантов, содержание, структура и состояние к-рых синхронизировано в отношении сходного понимания обсуждаемой проблемы. Лит.:Леонтьев А. А. Психология общения. М.,1999.; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977; Он же. Проблемы развития психики. 2-е изд. М., 1981; Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. Е. В. Цуканова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
77.80 кб

Студенты на коммуникационном распутье: результаты социологических опросов

Соколов Аркадий Васильевич
Приведены результаты опроса гуманитарного студенчества в 2009–2013 гг. относительно использования книжной коммуникации и Интернета в практической деятельности и перспектив их развития в будущем.
Читать PDF
573.10 кб

Научные конвенции как результат коммуникационного процесса: современные факторы позиционирования нау

Преображенская Кира Владиславовна, Хашковский Алексей Васильевич
В статье позиционирование науки и университетского образования раскрывается в контексте конвенциональности как продукта коммуникационных процессов.