КОММУНИКАЦИИ Коммуникационная задача

Коммуникации политические: картографический язык

Найдено 1 определение:

Коммуникации политические: картографический язык

Географическая карта - один из самых образных, общепонятных, ярких и значимых культурно-истор. феноменов. Зарождение карты как формы передачи информации относится к периоду 100-40 тыс. лет назад. С семиотической т. зр. знаки карт можно рассматривать в кач. особой языковой системы, или языка, а сами карты - как тексты этого языка. Язык карты - один из универсальных языков человеческой цивилизации, прочно утвердившийся как неотъемлемый элемент человеческих коммуникаций, важный и очень емкий канал информации. С начала своего зарождения карты всегда играли большую роль в системе человеческих коммуникаций. Их появление предшествовало письменности: люди не умели писать, но понятно могли изобразить примитивный план местности, путь к месту охоты, подстерегающие опасности и т. п. В дальнейшем функции карт, направления их использования расширялись. Карты использовались уже в Средние века для обозначения и закрепления границ государств; по ним ориентировались в путешествии, попутно совершая новые открытия, и демонстрировались, утверждались в сознании людей эти открытия тоже с помощью карт. С помощью карт создавались и наглядно демонстрировались геополит. теории и военные стратегии, обосновывался мир-системный подход к исследованию цивилизаций, навязывались миру территориальные претензии, что можно квалифицировать как случаи «картографической агрессии». Картографический анализ и картографическая интерпретация способствуют пониманию, объясняют, а также решают геополитические, социально-эконом., экологические задачи, а также вопросы региональной политики, геоэкополитики и т. д. Важное место занимают карты в совр. СМИ. В России их активное внедрение в СМИ началось с 1980-х гг., что можно считать, безусловным признаком повышения информационной культуры в нашей стране. Этому способствовало развитие компьютерных технологий, открытость информации, высокий уровень развития отеч. картографии. Карты формируют мировоззрение людей, оказывают большое познавательное и идеологическое воздействие. Особенно важно, что с картами сталкивается каждый человек уже на ранних стадиях обучения, а в дальнейшем картографическая грамотность и картографическое мышление развиваются и закрепляются. С помощью карт можно сформировать в сознании людей неповторимый и самобытный образ страны, что наглядно демонстрирует созданный в 2004-2009 гг. 4-томный Национальный атлас России. Этот атлас создан большим коллективом ученых: историков, географов, этнографов, экологов, картографов. Он включает карты и текстовые описания; фотографии и аэрокосмические снимки, дает целостное представление о природе, населении, хозяйстве, экологии, истории и культуре России. Национальный атлас - визитная карточка России, к-рая в дополнение к гос. символам: флагу, гербу, гимну - служит утверждению нового позиционирования России в стране и мире. Картографический язык является межд., общепонятным средством коммуникации, средством фиксирования в сознании официальных кругов и всего населения гос. границ, пространственного положения страны в мире, его комплексной географической характеристики, национ. приоритетов страны и ее конкурентных преимуществ. Лит.: Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. М., 1986; Лютый А. А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 1988; Шульгина О. В. Картографический язык в системе коммуникаций // Эффективность коммуникации: Сб. науч. трудов. М., 2009; Она же. Национальный атлас России - визитная карточка страны // Россия и современный мир. 2009, № 3. О. В. Шульгина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Опыт развития коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в обучении иностранному язык

Канаркевич А.С.
Скачать PDF

Иностранный язык как средство коммуникации будущих сотрудников органов внутренних дел

Дежнева В. В.
Скачать PDF

Психологические последствия репрезентации политической коммуникации в СМИ1

Самуйлова Ирина Алексеевна
В статье обсуждается роль информационной среды в психологическом благополучии человека. Приводятся данные об отношении к современным СМИ в России. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление представлений аудитории о качестве сообщений СМИ на тему финансово-экономического кризиса. Описаны выявленные взаимосвязи с рядом психологических защит, критериями информационно-психологической безопасности и качествами политической информации.
Скачать PDF

Дрейф когнитивных стратегий в политической коммуникации

Пантелеев Александр Федорович
Когнитивной основой политической коммуникации является изменение характера познавательной активности в процессе восприятия политического текста. Основным фактором изменения служит дрейф когнитивных стратегий. Проявление дрейфа состоит в изменении баланса стратегии расширения и стратегии углубления в процессе понимания содержания коммуникации. Приведены аргументы в подтверждение психологической реальности дрейфа когнитивных стратегий, выдвинуто предположение о дрейфе когнитивных стратегий как возможном психологическом механизме взаимодействия памяти и мышления. Использован гносеологический принцип дополнительности. Результаты исследования могут быть использованы при анализе политической коммуникации.
Скачать PDF

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения

Березина Татьяна Николаевна
В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный с помощью слов, неосознаваемый через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во-первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.
Скачать PDF

Коммуникация как научное направление политической психологии

Анисимова Татьяна Викторовна, Самуйлова Ирина Алексеевна
В статье обсуждаются основные направления исследований российской политической коммуникации. Отечественные достижения в этой области анализируются в сравнении с работами зарубежных авторов. Отдельное внимание уделяется исследованиям, характерным для санктпетербургской школы политической психологии. Освещаются проблемы определения и описания особенностей политической коммуникации как вида деловой коммуникации, восприятия аудиторией публичных политических выступлений, достоверного анализа языкового поведения «политиков-риторов», медиакомпетентности. Эти вопросы представляют особый интерес в связи с актуализацией проблемы повышения культуры политической речи в России и глобализацией информационной среды. Библиогр. 19 назв.
Скачать PDF

Проблемы психолого-политических речевых коммуникаций в современной России

Юрьев А.И., Анисимова Т.В., Самушова И.А.
The problems involved are: misinterpretingthe notion «political communication», mistakes in political texts, in techniques ofverbal impact on the audience, indistant analysis ofa politician''s personality, losing beliet''in political speeches.
Скачать PDF

Роль невербальной коммуникации в процессе политического взаимодействия

Шапорева Е.Д., Черникова А.А.
Статья посвящена проблеме изучения, формирования и совершенствования невербального аспекта политической коммуникации.
Скачать PDF

Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информ

Долгова Валентина Ивановна, Василенко Елена Анатольевна
В статье обсуждены пять важнейших стрессов субъектов образования экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический. Показано, что важнейшим фактором возникновения стрессов, связанных с политический и экономической сферами жизни общества, является именно интенсивность социальных, экономических и политических изменений в стране. Быстрые изменения ведут к тому, что значительная часть людей теряет свой социальный статус, доходы, сбережения, востребованность полученного ими образования, нарушаются многие социальные связи.
Скачать PDF

Формирование концепта политической реальности в неклассической философии

Штанько М.А.
Статья посвящена анализу процесса формирования концепта политической реальности в неклассической философии. Дается определение базовой категории «реальность» посредством соотнесения ее с тождественными философскими дефинициями. Показано многообразие представлений о политической реальности в философских концепциях XX в. Охарактеризовано соотношение между социальной и политической реальностью человека.
Скачать PDF

Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Королева Наталья Николаевна
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненных ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личностные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Скачать PDF

Коммуникация и магическое мышление

Субботский Е.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: