КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ
это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы. В К. н. на первый план выступает общая эмоциональная реакция на окружающие события. От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности. Настроение одного человека передается другому. В свою очередь и настроение коллектива способно влиять на его членов. Настроение зависит от мировоззрения, характера, темперамента, опыта человека, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настроения людей могут быть разными. В то же время общность условий деятельности, задач и качеств людей, их взаимоотношений содействуют формированию К. н.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ
КАЛЕКТЫЎНЫ НАСТРОЙ / COLLECTIVE MOOD– преобладающее в определенной социальной группе в определенное время общее эмоциональное состояние. Феномен К. н. тесно связан с феноменом коллективного мнения. Основное различие заключается в том, что, в отличие от коллективного мнения, К. н. представляет собой преимущественно эмоциональный, а не когнитивный феномен и отражает не отношение к конкретному объекту, а генерализованный эмоциональный фон. Поэтому, хотя причиной К. н. может быть конкретное отдельно взятое явление, если это явление достаточно социально значимое, а вызываемые им эмоции достаточно сильные, то возникающее К. н. может распространяться и на другие сферы социальной жизни. В психологии изучение К. н. восходит к протосоциальному психологическому направлению конца XIX в.– психологии толп, основанной Г. Лебоном. В рамках этого направления толпа представляется большой стихийной социальной группой, поведение людей в которой обусловлено не индивидуальными когнитивными процессами, а К. н., которое формируется посредством прямой передачи эмоционального состояния от одного человека к другому внутри толпы по механизму эмоционального заражения. В современных исследованиях подтверждено функционирование эмоционального заражения в социальных сетях. Так, в эксперименте, проведенном отделом исследований и разработок корпорации «Фейсбук», те случайно отобранные пользователи этой социальной сети, которым на протяжении нескольких месяцев искусственно демонстрировали преимущественно положительно эмоционально окрашенный контент, сами создавали подобный контент, и напротив, те невольные участники эксперимента, которым отфильтровывали преимущественно негативный контент, сами генерировали отрицательно эмоционально окрашенные тексты. Еще одно направление исследований К. н. ориентируется на дифференциацию не позитивного и негативного К. н., а спокойного и напряженного. Это направление исходит из того, что повышение социальной напряженности выше определенного уровня может вызвать деструктивные коллективные действия, вплоть до социальных катаклизмов, поэтому требуется постоянный мониторинг уровня напряженности в обществе. Психодиагностику К. н. осуществляют посредством тех же методов, что и изучение коллективного мнения. Чаще всего используют опрос, фокус-группы, в последнее время– анализ социальных сетей и другие виды интернет-анализа. Особую роль в изучении К. н. играет анализ чувств (sentiment analysis)– метод автоматизированного анализа текстовых данных, направленный на выявление преобладающей в тексте эмоциональной окраски. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
447.11 кб

Аспекты изучения коллективного мнения, коллективного настроения и внутриколлективных традиций в подр

Исаева Наталья Николаевна
В статье раскрываются технологии формирования таких важных социально-психологических явлений, как коллективное мнение, коллективное настроение и внутриколлективные традиции, в подразделении внутренних войск МВД России, показана ак