КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Предыдущий термин:
КОЛЛЕКТИВНОЕ

Следующий термин:
коллективное мнение

Содержание:

Найдено 17 определений термина КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ

unconscious, collective) ЮНГИАНСКИЙ термин для той части бессознательного, которая содержит АРХЕТИПЫ и, следовательно, является общей для всех людей.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) - структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ).

"Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека" (CW 8, par. 342).

Юнг пришел к своей теории коллективного бессознательного из-за постоянного присутствия психологических явлений, которые никак нельзя было объяснить на основе личного опыта; деятельность бессознательной фантазии, например, распадается на две категории.

"Фантазии одного рода (включая сновидения), составляющие личностную природу, несомненно восходят к личным переживаниям, вещам забытым или подавленным, и, таким образом, могут быть вполне объяснены индивидуальным воспоминанием. Фантазии другого рода безличностной природы (включая сновидения) невозможно свести к индивидуальному прошлому опыту и, таким образом, их невозможно объяснить как нечто приобретенное индивидуально. Такие фантазии-образы несомненно имеют свои ближайшие аналогии в мифологических типах <...> Подобные случаи настолько многочисленны, что мы вынуждены допустить существование коллективного психического субстрата. Я называю его коллективным бессознательным (CW 9i, par. 262).

Коллективное бессознательное - в той степени, в какой мы вообще можем о нем говорить, - представляется как состоящее из мифологических мотивов или первичных образов по причине чего их реальными выразителями являются мифы всех народов. Фактически, вся мифология может рассматриваться как некоторая проекция коллективного бессознательного <...> Поэтому коллективное бессознательное можно исследовать двумя путями: в мифологии или путем анализа индивида" (CW 8, par. 325).

Чем больше осознаются содержания личностного бессознательного, тем более обнаруживается богатейший слой образов и мотивов, составляющих коллективное бессознательное.

"На этом пути разрастается сознание, которое больше не затворено в незначительный, сверхчувствительный личный мир это, а свободно участвует в гораздо более обширном мире объективных интересов. Такое расширенное сознание уже не тот обидчивый, эгоистичный клубок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, которые вечно должны компенсироваться или корректироваться бессознательными контртенденциями - вместо этого оно представляет функцию отношения с миром объектов, приводя индивида в абсолютную, связующую и нерасторжимую общность с миром в целом" (CW 7, par. 275; см. также ПБ, с. 241).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

collective unconscious) См. АРХЕТИП .

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (-> психология аналитическая).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Как и Фрейд, Юнг использовал термин 'бессознательное' двояким образом: для обозначения недоступных Я психических процессов и для обозначения психической системы с собственными законами, характером и функциями. Однако Юнг рассматривал бессознательное не только как вместилище вытесненных, как правило детских, переживаний и полагал, что бессознательное представляет еще и форму психической активности, выходящей за пределы личного опыта и непосредственно соотносимой с филогенетической, инстинктивной основой человечества. По Юнгу, содержание коллективного бессознательного никогда не было сознательным; оно отражает лишь влияние архетипических процессов. Выражаясь метафорически, Юнг говорил о коллективном бессознательном как о форме знания, доже мышления. На языке философии это можно выразить понятием 'первопричина' психологических тенденций и направлений развития - 'то, ради чего' все происходит и осуществляется. Хотя Юнг не говорил, что бессознательное является действительной причиной происходящего, человек может переживать первопричины, действующие в сфере бессознательного, как то, что способствует возникновению паттернов и смыслов жизни индивида. Этот аспект бессознательного рассматривается как телеологический (от греч. telos- конец или цель).

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Коллективное бессознательное

Collective unconscious). Средоточие всего психологического материала, который, не являясь нашим личным опытом, проходит через культуры и эпохи. Врожденное психологическое бытие, структурирующее индивидуальное развитие, коллективное бессознательное содержит наследие духовной эволюции человечества.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

Коллективное бессознательное

Collective unconscious). Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Коллективное бессознательное

Термин, введенный Карлом Юнгом и означающий, что часть бессознательного опыта каждого человека является общей для всех представителей рода человеческого. Коллективное бессознательное является генетически унаследованным опытом и определяет глубинные особенности поведения, мышления и чувствования, запечатленные в процессе филогенетического развития человечества. См. также Юнгианский.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Термин Юнга для обозначениятех аспектов бессознательного, которые являются общими для всех. Юнг считал, что это расовое бессознательное (как оно еще называется) является передаваемым по наследству, межличностным и возникло в результате эволюции человека. Его составляющие элементы были названы архетипами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Коллективное бессознательное (collective unconscious)

предопределенная генетически часть бессознательного, которая, согласно Карлу Юнгу, является общей для всех людей; основано на тысячах (возможно, миллионах) лет опыта предков.

Источник: Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.

   Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом (1875–1961), который в работе «Психология бессознательного процесса» (1916) уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, К.Г. Юнг отметил, что «коллективное бессознательное – нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

   В понимании К.Г. Юнга содержание коллективного бессознательного – это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

   В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном К.Г. Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936 г., и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты архаической природы, те содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность; вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и неподвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство – духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

   К.Г. Юнг исходил из того, что при лечении психических заболеваний необходимо раскрывать содержание не только индивидуального, но и коллективного бессознательного. Выявление последнего предполагает анализ сновидений и использование метода активного воображения, что в конечном счете может послужить пробуждением внутренней активности человека в направлении осуществления индивидуации и обретения Самости, целостности его существования в природном, духовном и социальном мире.

   Вводя в концептуальный остов понятие коллективного бессознательного, К.Г. Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «пра-фантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» (1913) З. Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее – об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

   Вместе с тем, в отличие от К.Г. Юнга, основатель психоанализа не использовал в своих работах понятие коллективного бессознательного, считая, что подобное выражение является не чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию коллективного бессознательного, З. Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Одно из основных понятий аналитической пcиxoлoгии К. Юнга. Основное содержание К. б. составляют архетипы. Понятие «К.» б. является важным в конфликтологии. Без изучения роли К. б. в возникновении и развитии конфликтов вряд ли возможно построение удовлетворительных описательной и объяснительной моделей конфликтного противодействия. Именно через К. б. от поколения к поколению передается информация о способах поведения в различных ситуациях социальных противоречий. Исследование К. б. как одного из ключевых факторов в генезисе конфликтов – важная и интересная задача конфликтологии. Воздействие на К. б. через школу и СМИ в будущем станет эффективным способом профилактики конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Коллективное бессознательное

термин индивидуальной психологии К.Юнга, означает возникший в ходе эволюции и передаваемый по наследству гипотетический перцептивный, умственный и межличностный опыт предков современного человека, являющийся общим для всех людей. Составляющие систему коллективного бессознательного элементы К.Юнг называет архетипами (греч. arche - начало, typos – отпечаток, форма, образец). К.Юнг не уточняет, каких именно предков он имеет в виду (кроманьонцев, неандертальцев, умелого человека и т.д. - о них известно не настолько много, чтобы уверенно судить об их ментальном опыте). Сам автор использует также термин «расовое бессознательное».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в К.б., воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. В теории глубинной психологии национальные особенности нередко рассматриваются как проявление коллективного бессознательного.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Коллективное бессознательное

понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно К. Юнгу, основное содержание К. б. составляют инстинкты и архетипы.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

коллективное бессознательное

термин концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в к.б., бессознательно усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. (См.: "Аналитическая психология").

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Коллективное бессознательное

термин, введенный К. Юнгом для обозначения филогенетического опыта человечества, передающегося по наследству через архетипы, малоосознанный социальный опыт.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Читать PDF

Коллективное бессознательное и общественное сознание в структурной модели социального поведения

Мяконьков В.Б.
Now, when the present-day civilization is moving to the era of globalization, the social behaviorist model of individuals and society needs updating.
Читать PDF

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А.Г.
Читать PDF

Представления о медицине в коллективном бессознательном

Долганов М.В.
Обсуждается роль символов коллективного бессознательного, в частности, символа медицины. Проводится его теоретическое моделирование и прогнозирование результатов воздействия на пациента.
Читать PDF

Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения

Емельянов А. А.
Читать PDF

Социально-психологический климат в студенческом коллективе в различные периоды обучения

Денисов Н.Л.
Методом тестирования исследован социально-психологический климат в студенческом коллективе высшего учебного заведения в различные периоды обучения.
Читать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики пред
Читать PDF

Педагогические условия формирования коллектива студентов

Тулина О.О.
Читать PDF

Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах

Белов Василий Георгиевич, Соловьева Татьяна Андреевна, Парфенов Юрий Александрович
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогики и психологии проблемы социально-психологического климата подросткового коллектива.
Читать PDF

Построение модели молодежной субкультуры в пространстве трансформации коллективного и индивидуальног

Шабанов Л.В., Савин П.Н.
Читать PDF

Психологический профиль современного студенческого коллектива (на примере студентов-медиков)

Лебедев Ю.В.
Проведено клинико-психологическое обследование 230 студентов (набор 1997 года) медицинского института ЯГУ. Динамическое наблюдение проводилось в течение всего периода обучения (шесть лет).
Читать PDF

Совместная деятельность коллективного психолого-педагогического субъекта по коррекции агрессивного п

Заостровцева М.Н.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: