Когнитивные структуры в общении

Найдено 1 определение:

Когнитивные структуры в общении

Когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) структуры (К. с.) инварианты человеческого восприятия, к-рые отражают содержание и структуру знаний человека о действительном и возможном мирах и определяют их категоризацию и систему О. человека. Понятие К. с. неразрывно связано с понятием ментальной репрезентации - гипотетического объекта, существование к-рого косвенно выводится из наблюдений за поведением индивида, в т. ч. и речевым. Это своеобразный способ психич. существования объектов и действий, собственных и чужих. Ментальная репрезентация не исчерпывается понятием ментального образа (многие знания человека о мире не связаны с их образным представлением) и понятием «декларативных знаний» (знаний, к-рые должны и/или могут быть выражены словесно), поскольку многие знания человека носят процедурный характер. Причина наблюдаемого поведения индивида недоступные для наблюдения внутр. состояния - ментальные репрезентации. Когнитивная система индивида как иерархическая совокупность К. с. позволяет составить представление о мире, опираясь исключительно на внутр. репрезентации. Когнитивная деятельность поэтому - манипулирование репрезентациями, главной характеристикой к-рых является их интерпретируемость (символичность). В связи с невозможностью прямого изучения ментальных репрезентаций осн. способ их анализа - построение моделей, к-рые не имеют прямой связи с работой головного мозга и даже с процессом когнитивной деятельности индивида, а связываются с ними феноменологически, через транспозицию их на рефлексивный уровень. Выделяют 3 осн. группы ментальных репрезентаций: 1) пропозициональные модели (репрезентации описываются связанным набором дискретных символов - пропозиций); 2) модели аналогической репрезентации (постулируется изоморфизм между представляемым и представляющим мирами); 3) коннекционистские модели (репрезентации не локализованы, а рассредоточены в большом количестве субсимволических компонентов модели). Также выделяют разл. типы когнитивных схем, к-рые определяют О. человека: когнитивные карты, прототипы, предвосхищающие схемы, конструкты, иерархические перцептивные схемы, комплекс схем, фреймы, сценарии, скрипты и др. Каждая из схем первых 2 групп, будучи фиксированной схемой прошлого опыта индивида, обеспечивает опр. форму активного упорядочения присваиваемой индивидом информации. Совокупность таких схем дает представление о базовых закономерностях переработки информации индивидом. Условно выделяют 2 типа когнитивных схем К. с. в О.: 1) фиксированные формы опыта (прототипы, перцептивные схемы, фреймы, сценарии, семантические универсалии и др.); 2) интегрированные формы опыта, как продукт интеграции предшествовавших этапов познавания (понятийные психич. структуры Л. С. Выготского, операциональные структуры Ж. Пиаже и др.). К. с. второго типа включают разные способы кодирования информации, визуальные схемы разной степени обобщения и иерархически организованные семантические признаки. Эти схемы обладают свойствами репрезентативности (участвуют в процессе построения образа реальности), многомерности, конструктивности, иерархического характера организации. Эти свойства обеспечивают К. с. способность к регуляции и контролю способов восприятия действительности и поведения в О. К. с. рассматривают и как специфические психич. механизмы, в к-рых в «свернутом» виде представлены интеллектуальные ресурсы субъекта и к-рые способны «разворачиваться» в реальной познавательной деятельности в ментальные пространства (М. А. Холодная), определяя отношения и О. субъекта. Идея том, что именно структура познавательных процессов играет определяющую роль в детерминированности деятельности человека, разрабатывалась: в когнитивном направлении неофрейдизма (Р. Гарднер, Г. Клейн, Д. Рапапорт, Ф. Хольцман), в когнитивной психологии личности (Дж. Келли, У. Скотт, Д. Хант, О. Харви, Х. Шродер), в когнитивной психологии (Ф. Бартлетт, М. Минский, У. Найссер, С. Палмер, Э. Рош, Б. Величковский) и др. Все эти подходы объединяются стремлением продемонстрировать роль К. с. как детерминант человеческого поведения. Введение понятия К. с. было необходимо, чтобы: а) дифференцировать содержательные и собственно когнитивные аспекты познавательного процесса, б) определить механизм трансситуативной изменчивости поведения, в к-ром объединяются характеристики субъекта и ситуации, в) объяснить высокий творческий потенциал осн. форм познавательной активности. Лит.: Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М., 2006; Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. СПб., 2008; Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006; Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. В. А. Пищальникова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Читать PDF

Рефлексия в структуре затрудненного общения педагога

Вишневская Оксана Николаевна
В статье обсуждается рефлексия как трудность педагога в коммуникативной деятельности и причины развития. Приводятся и обсуждаются результаты исследования затрудненного общения педагога.
Читать PDF

Познание в структуре общения

Барабанщиков В.А.
Обсуждаются содержание и тенденции развития коммуникативного похода к исследованию познавательных процессов.
Читать PDF

Психологическая структура компетентного общения

Куранова С.
Читать PDF

Структура субъекта общения в свете идей Б. Г. Ананьева о субъекте

Лиознова Е. В.
В развитие идей Б. Г. Ананьева о человеке как субъекте в работе анализируется структура зрелого субъекта общения.
Читать PDF

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения.
Читать PDF

Концептуальные представления о структуре общения

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены концептуальные представления об общении и его структуре. Рассматриваются основные составляющие общения — коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Читать PDF

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Ивенских Ирина Валентиновна
В статье анализируются результаты эмпирического исследования самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского общения.
Читать PDF

Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной

Курилович Н. В.
В статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения».
Читать PDF

Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной

Курилович Н. В.
В статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения».
Читать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся.
Читать PDF

Исследование семиотической системы в структуре когнитивной сферы личности

Ахметова Людмила Владимировна
Описаны результаты исследования семиотической системы, содержанием которой являются буквенные знаки русского алфавита.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: