Когнитивные структуры в межкультурном общении это что такое Когнитивные структуры в межкультурном общении: определение — Психология.НЭС
Когнитивные структуры Когнитивные структуры в общении

Когнитивные структуры в межкультурном общении

Найдено 1 определение:

Когнитивные структуры в межкультурном общении

от когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) и структуры - инварианты человеческого восприятия, к-рые отражают содержание и структуру знаний человека о действительном и возможном мирах и определяют их категоризацию. Понятие К. с. в м. о. с неразрывно связано с понятием ментальной репрезентации - гипотетического объекта, существование к-рого косвенно выводится из наблюдений за поведением индивида, в т. ч. и речевым. Причина наблюдаемого поведения индивида - недоступные для наблюдения внутр. состояния - ментальные репрезентации. Когнитивная система индивида как иерархическая совокупность когнитивных структур позволяет составить представление о мире, опираясь исключительно на внутр. репрезентации. Когнитивная деятельность поэтому - манипулирование репрезентациями, главной характеристикой к-рых является их интерпретируемость (символичность). В связи с невозможностью прямого изучения ментальных репрезентаций осн. способ их анализа - построение моделей, к-рые не имеют прямой связи с работой головного мозга и даже с процессом когнитивной деятельности индивида, а связываются с ними феноменологически, через транспозицию их на рефлексивный уровень. Традиционно выделяют 3 осн. группы ментальных репрезентаций: пропозициональные модели (репрезентации описываются связанным набором дискретных символов - пропозиций), модели аналогической репрезентации (постулируется изоморфизм между представляемым и представляющим мирами), коннекционистские модели (репрезентации не локализованы, а рассредоточены в большом количестве субсимволических компонентов модели). Все эти модели, а в особенности последняя группа, позволяют объяснить роль К. с. в м. о. Каждая из схем первых 2 групп, будучи фиксированной схемой прошлого опыта индивида, обеспечивает опр. форму активного упорядочения присваиваемой индивидом информации. Совокупность таких схем, абстрагированная от разных видов деятельности этноса, дает представление о базовых закономерностях переработки информации в рамках этого этноса. В межкультурном О. представители разных культур часто сталкиваются с когнитивными структурами, не имеющими аналогов в их деятельности. Эффективность межкультурного О. зависит от опр. универсальных познавательных структур, к-рыми располагает любой этнос в силу единства природы человеческого сознания и от знания и степени владения базовыми инокультурными К. с. в м. о. Помимо когнитивных структур как фиксированных форм опыта (прототипы, перцептивные схемы, фреймы, сценарии, семантические универсалии и др.) существуют когнитивные структуры как интегрированные формы опыта, как продукт интеграции предшествовавших этапов познавания (понятийные психич. структуры Л. С. Выготского, операциональные структуры Ж. Пиаже и др.). Они включают разные способы кодирования информации, визуальные схемы разной степени обобщения и иерархически организованные семантические признаки. Именно такие когнитивные структуры играют доминирующую роль в межкультурном О. Особенно очевидно это обнаруживается в речемыслительной деятельности. В случае достаточной языковой компетентности и очевидности дискурсивных связей речевого произведения индивид понимает его содержание и при отсутствии операционального отношения между стабильными ментальными содержаниями и стабильными языковыми единицами, т. е. при отсутствии у него специфической инокультурной когнитивной структуры. Это достигается за счет активизации и/или создания в межкультурном О. механизмов, способов и средств порождения и репрезентации новых интегративных когнитивных структур (моделей). Разные способы формирования таких структур обнаружены экспериментально (Н. Р. Романовская). Поэтому возможность взаимопонимания в межкультурном О. определяется не только устойчивостью и универсальностью некоего «базисного» образа мира, но и спецификой когнитивной способности человека, позволяющей ему образовывать новые познавательные модели на основе имеющегося ассоциативно-апперцепционного содержания мышления, в т. ч. познавательных моделей, схем, процедур. Индивид способен формировать навыки операционального замещения «исходных» К. с. в м. о. когнитивными структурами др. этнич. сознания, что по сути обозначает образование новых познавательных структур. В межкультурном речевом О. наблюдается сложное взаимодействие языковой компетентности и языковой способности на уровне значения слова (при этом и значение слова рассматривается как когнитивная модель). Установлено, что механизм трансформации когнитивных структур в межкультурном О. имеет разную степень операциональности у разл. индивидов. Нерешенным остается вопрос о наличии специфических механизмов интегрирования К. с. в м. о. и факторах, детерминирующих эту интеграцию. Лит.: Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М., 2006; Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. СПб., 2008 ; Романовская Н. В. Когнитивная и языковая способность как детерминанта перевода: экспериментальное исследование. М., 2003; Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006; Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. В. А. Пищальникова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Когнитивные структуры в межкультурном общении — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Исследование семиотической системы в структуре когнитивной сферы личности

Ахметова Людмила Владимировна
Описаны результаты исследования семиотической системы, содержанием которой являются буквенные знаки русского алфавита. Показано, что буквенные знаки закономерно взаимосвязаны друг с другом, являются семиотическими элементами символико-концептуального уровня когнитивной сферы личности.
Скачать PDF

Рефлексия в структуре затрудненного общения педагога

Вишневская Оксана Николаевна
В статье обсуждается рефлексия как трудность педагога в коммуникативной деятельности и причины развития. Приводятся и обсуждаются результаты исследования затрудненного общения педагога.
Скачать PDF

Социальное тревожное расстройство в структуре личностно-аномального синдрома: когнитивные схемы и на

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья посвящена проверке предположения о выраженности специфических симптомов социального тревожного расстройства в структуре личностных аномалий. Проблема рассматривается в русле методологии московской патопсихологической школы и когнитивно-бихевиорального направления в психологии.
Скачать PDF

Аффективно-когнитивные расстройства: методология исследования структурно-функциональных соотношений

Вассерман Людвиг Иосифович, Ананьева Наталия Исаевна, Горелик Александр Леонидович, Ежова Руслана Владимировна, Ершов Борис Борисович, Липатова Людмила Валентиновна, Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна
Представлена разработанная «Карта клинико-психологического исследования больных эпилепсией», созданная для реализации комплексного многомерного исследования соотношения когнитивных и аффективных расстройств. Карта содержит немногим более 150 признаков, распределенных по блокам: социально-демографические характеристики, анамнез, феноменология аффективных расстройств эндогенного, психогенного и органического генеза, клиническая информация о локализации и латерализации преимущественных очагов поражения (при фокальных формах эпилепсии), наиболее характерные симптомы эндогенных депрессивных расстройств. Инструментальный блок представлен результатами ЭЭГ и нейровизуализационного исследования (МРТ). Почти 50 % общего объема информации отражают данные экспериментально-психологической диагностики: патои нейропсихологической, а также тестовой (включая ряд методик на исследование эмоционально-личностной сферы). Все включенные в карту признаки формализованы; градации признаков стандартно закодированы соответствующими числами. Использование совокупности формализованных данных позволяет представлять клинические и иные характеристики каждого испытуемого в виде последовательности «кодов», а общий массив данных обрабатывать математико-статистическими методами в соответствии с общей целью и конкретными задачами исследования.
Скачать PDF

Познание в структуре общения

Барабанщиков В.А.
Обсуждаются содержание и тенденции развития коммуникативного похода к исследованию познавательных процессов. Рассматриваются его теоретико-методологические и эмпирические основания, формы организации, взаимосвязь с психологической теорией и практикой. Подчеркивается роль коммуникативного подхода в изменении представлений о природе и сущности познавательных процессов человека.
Скачать PDF

Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания

Татаурова Светлана Сергеевна
Образ тела рассматривается как результат интеграции знаний, представлений и оценок внешности и физических данных в когнитивной структуре самосознания. Представления об образе тела формируются в процессе онтои социогенеза, в том числе путем интериоризации стандартов привлекательности. Представлены результаты апробации методик исследования образа тела, разработанные Т.Ф. Кэшем, полученные в ходе межкультурального сравнительного изучения представлений об образе тела у молодых людей студенческого возраста с помощью пяти адаптированных психодиагностических методик Т.Ф. Кэша.
Скачать PDF

Психологическая структура компетентного общения

Куранова С.
Скачать PDF

Результаты исследования когнитивного компонента в структуре профессионально важных качеств кинологов

Мордюшенко Сергей Николаевич
В статье изучены интеллектуальные качества кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Определена роль когнитивного компонента в общей структуре профессионально важных качеств спасателей кинологической службы. Проведен анализ общих способностей среди опытных и начинающих кинологов-спасателей.
Скачать PDF

Когнитивная модель структуры личности как участника работы над научным проектом

Герасимова Ильмира Барыевна
В статье предложена когнитивная модель структуры личности как участника работы над научным проектом. Структура личности представлена как триединство интеллектуальной, организационно-трудовой деятельности и психологического состояния. Приводится анализ результатов моделирования в различных ситуациях, возникающих в модели структуры личности.
Скачать PDF

Когнитивно-психологический ресурс в структуре соревновательной деятельности спортсмена

Диких Константин Викторович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич
В статье представлены результаты исследования когнитивно-психологического ресурса спортсменов — конькобежцев. Выявлен недостаточен* уровень его развития, особенно у спортсменов низкой квалификации. Показано влияние когнитивно-психологического ресурса на поведение в различных ситуациях и результаты выступления на соревнованиях.
Скачать PDF

Похожие термины: