Когнитивные карты

Найдено 2 определения термина Когнитивные карты

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Когнитивные карты

cognitive maps) К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков. Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к-рый использовал его для объяснения эффектов научения при прохождении крысами лабиринта. Выдвинутая Толменом гипотеза К. к. получила предварительное подтверждение в его лабораторных исслед., когда были обнаружены резкое снижение совершаемых крысой ошибок при введении пищевого вознаграждения в ранее изученный сложный лабиринт и адекватное реагирование в исслед. т. н. инсайта и альтернативных путей. Сходным образом, успешное решение проблемной задачи о трех площадках Майера тж предполагало знание крысой положения каждой площадки в отношении к двум др. В дальнейшем Олтон представил более убедительные свидетельства в поддержку гипотезы К. к. Используя восьмилучевой радиальный лабиринт, Олтон и др. изучали пространственную память у крысы путем перемещения шарика нищи после каждой успешной попытки крысы в конец др. коридора. Крысы быстро научались практически безошибочно входить только в тот коридор, к-рый они не посещали ранее. Крысы прекрасно ориентировались по контролируемым ключевым запахам или запаху следов, идентифицируя соотв. пространственное расположение даже после того, как лабиринт поворачивали, и не усваивали фиксированных последовательностей, к-рые могли функционировать независимо от их пространственных образов. Моррис провел прямую проверку гипотезы К. к., побуждая крыс отыскивать в резервуаре с непрозрачной (закрашенной молоком) водой чуть выступающую из нее целевую площадку лабиринта. Как только путь к площадке с одной стартовой позиции лабиринта оказывался заученным, крысу можно было опустить в воду в любой точке резервуара, и она выбирала б. или м. прямой путь в направлении площадки, что согласуется с гипотезой К. к. Животное, к-рое несомненно обладает К. к. и, вероятно, даже может превосходить в этом отношении людей, - шимпанзе. Это впервые обнаружилось в исслед. Тинклпо, изучавшего отсроченную реакцию множественного выбора с использованием для этого 16 различных контейнеров, расположенных попарно на равном удалении друг от друга в круговом порядке. В один из контейнеров каждой пары, левый или правый, на глазах у испытуемого (шимпанзе, взрослого человека или ребенка) клался к.-л. предмет. После короткой задержки испытуемому предоставлялась свобода в поиске спрятанного в каждой паре объекта. Дети плохо справлялись с этой задачей, а шимпанзе несколько превзошли в этом взрослых, показав коэффициент успешности свыше 70%, даже когда контейнеры наполнялись случайным образом, что позволяло исключить невольные подсказки со стороны экспериментаторов, ибо они не помнили, в к-ром из двух контейнеров находились предметы. По-видимому, птицы тж имеют К. к. Напр., болотные синицы обнаруживают хорошую пространственную память при нахождении корма, спрятанного ими в разных укромных местах. Они тж избегают ранее использовавшихся, но теперь пустых тайников. Сохранение в памяти этой информ., вероятно, отражает видоспецифичные формы адапт. Птицы демонстрируют слабую способность в нахождении корма, спрятанного экспериментатором в дуплах, что исключает возможность использования запаха как основы для обнаружения местонахождения корма. Считается, что пчелы используют характеристики ландшафта вокруг источников нектара, однако недавние исслед. свидетельствуют о том, что эта локальная карта состоит скорее из мнемических образов маршрута, нежели является К. к. знакомой местности, как у людей и др. позвоночных животных. Проведенное Уишоу исслед. латентного научения в условиях затопленных лабиринтов поднимает целый ряд вопросов об использовании крысами К. к., поскольку были получены убедительные доказательства в пользу ассоциативной обработки информ. Денни предоставляет информ. о том, как формируются К. к. Зрительное узнавание и способность перемещаться с места на место в пространственном плане (in spatial layout) проверялись вслед за обучением одному маршруту или множеству маршрутов перемещения в пространстве исключительно на кинестетической основе (посредством движений руки вслепую вдоль пунктов маршрута на плане). При обучении движению по одному маршруту, несмотря на гораздо большую тренировку прохождения целевого маршрута, достигались худшие результаты, чем при обучении движению по множеству маршрутов, и формировалась гораздо более бедная К. к., о чем можно судить по выполнению испытуемыми задач на кинестетический и зрительный перенос. Это исслед., по-видимому, дает основание для следующих выводов: а) чем более разнообразен первоначальный опыт, тем более абстрактной и менее эгоцентричной (индивидуально привязанной) становится репрезентация пространства, и б) активное исслед. пространства приводит к репрезентации этого пространства как скоординированного целого, к-рое выходит за пределы отдельных связей (путей) между локальными участками. Это целое заведомо больше своих частей. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные (познавательные) способности, Эффект Креспи, Экспериментальные исследования памяти, Поведение приматов, Подкрепление М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Когнитивные карты

Термин, описывающий образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Это представление противоположно бихевиористскому убеждению, что животные (например, крысы) способны пройти через лабиринт лишь потому, что они получают положительный стимул за правильные реакции. Экспериментальные свидетельства теории латентного научения поддерживают первую точку зрения.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Когнитивные карты как функциональные единицы опыта

Блинникова И. В.
В статье анализируется опыт как «способы» осуществления и трансформации психической деятельности.
Читать PDF

Нейросетевая модель когнитивной карты анализа психологической защиты

Божич Владимир Иванович, Савченко Маргарита Борисовна
Противодействие современному консциентальному оружию требует разработки сложных информационно-психологических комплексов для выявления фактов и средств поражения или уничтожения определенных типов соз
Читать PDF

Структура ценовой карты

Семёнов Михаил Юрьевич
В данной статье предложено понятие «ценовая карта».
Читать PDF

Символически-имагинальные карты в работе с женскими ролевыми архетипами

Макаренко Амалия Алексеевна, Старовойт Татьяна Павловна
Данная работа посвящена рассмотрению символически-имагинальных карт в работе женскими ролевыми архетипами.
Читать PDF

Метафорические ассоциативные карты как «Магическая» психотерапевтическая практика

Казанцева Елена Васильевна
В статье предпринимается попытка описать психотерапевтическую методику метафорических ассоциативных карт (МАК) в контексте анализа двух уровней сознания рационального и магического.
Читать PDF

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРТЫ НАРКОТИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Жиляев Андрей Геннадьевич, Палачева Татьяна Ивановна
В статье рассмотрена проблема первичной профилактики наркотизации детей младшего школьного возраста.
Читать PDF

Ментальные карты как средство диагностики уровня сформированности географической культуры студентов

Барков Р. Н.
The article is devoted to "mental cards"a technological innovation used in the modern pedagogics.
Читать PDF

Природноочаговые карты одно из основных направлений медико-географического картографирования

Сухорукова С.А.
Читать PDF

Описание технологической карты как средства успешного усвоения иностранного языка

Украинцева Ольга Викторовна
В содержании статьи прослеживается идея, которая заключается в том, что одним из средств успешного усвоения иностранного языка является технологическая карта уроков как оптимальная форма организации у
Читать PDF

Описание технологической карты как средства успешного усвоения иностранного языка

Украинцева Ольга Викторовна
В содержании статьи прослеживается идея, которая заключается в том, что одним из средств успешного усвоения иностранного языка является технологическая карта уроков как оптимальная форма организации у
Читать PDF

Дорожные карты российских вузов как инструмент повышения их конкурентоспособности

Ищук Татьяна Леонидовна
Исследуется формирование дорожных карт вузов как инструмента повышения их конкурентоспособности, предлагается авторское видение некоторых аспектов разработки алгоритма реализации мероприятий, предусмо
Читать PDF

Дорожные карты российских вузов как инструмент повышения их конкурентоспособности

Ищук Татьяна Леонидовна
Исследуется формирование дорожных карт вузов как инструмента повышения их конкурентоспособности, предлагается авторское видение некоторых аспектов разработки алгоритма реализации мероприятий, предусмо

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!