КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА КОНЦЕПЦИЯ
КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА КОНЦЕПЦИЯ
теория зап. социопсихологии, кот. выдвинул амер. псих. Л.Фестингер (1957), эксплицирующая влияние на феномены человеческого поведения когнитивных компонентов, таких как мнения, ценности, значимости, намерения, верования; центральный тезис К.д.к.; сам диссонанс есть отрицательно-побудительное состояние субъекта, кот. возникает в ситуациях-обстоятельствах, когда он сам симультанно вынашивает два психологическо-оппозиционных знания — мнение и понятие — об одном и том же объекте-субъекте; само же состояние диссонанса и переживается субъективно индивидом как дискомфорт от кот. необходимо немедленно избавиться путем трансформации одного из компонента диссонансных знаний, либо избавиться путем з «получения нового компонента; по Фестингеру, субъект стремясь желая усилить оправдание своего поступка и трансформирует акты своего поведения либо метаболизирует-изменяет свое отношение к объектам-субъектам с коими задействован-закоррелирован сам поступок, акт поведения, либо субъект обесценивает-нивелирует значение своего акта поведения для самого себя и для других индивидов; такой подход Фестингера и его адептов, имеет в своей структуре-моделе существенные недоработки, например, сама концепция сынтенционированна-сосредоточена на имманентном мире механизмов сознания субъекта, на его психических реакциях в социуме, кот. практически не связуются с объект-предметной деятельностью-активностью индивида, спроецированной на преобразование самого социума, и нате его взаимодействия-связи с другими субъектами, с Окружающей средой, стор. этой теории, практически, анализировали-дескриптировали интроабрисы психики субъекта, упустив мульти аспектные модификации экстероповеденческих взаимосвязей субъекта с онтосом-средой-индивидами; под когнитивной моделью в К.д.к. можно понимать корреляционность званий об объектах, предметах, индивидах; а дифференцировать когнитивные модели по согласованностивзаимозависимости-элементности-сложности-интенциональности; сам когнитивный диссонанс дефиницируется, как мультимодальность когнитивной макро-модели, микромодели, кот. устраняют дисгармонию между существующими знаниями, если компоненты знания противоречат-оппозиционируют друг другу, а сама когнитивная модель и ее элементы должны дескриптироваться-эксплицироваться через количество-разнообразие-мультизначнмость, включенных в саму когнитивную модель, знаний; существуют тесно связанные с К.д.к. такие понятия как 1) когнитивно-модельная сложность и 2) когнитивная модель стиля; 1 — психомодальность когнитивно-гностической сферы субъекта; она отражает степень-модальности классификантной расчлененности-дифференцированности сознания субъекта, кот. способствует селективному сортирования впечатлений об онтосе-социуме-других индивидах; сами эти модусы дефиницируются определенным количеством классификации, кот. осознанно-неосознанно использует индивид при дифференциации объектов и, составляющих целостность объекта, ингредиентов; акты сознания и подсознания субъекта дифференциальны в зависимости от того или иного вида деятельности или же его инструментально-оперантных акций, поэтому индивид и воспринимает различительно-неоднообъектно-неоднопредметно-дифференциально те или иные феномены континуума, социума, онтоса и их предикаты-свойства; 2—это константная единица индивидуально-гностических процессов субъекта, кот. выражается в использовании им когнитивно-познавательных приемов-модусов; это и суммация индивидуально-гностических установок субъекта, виды контроля-регуляции за устанавливаемым набором специальных тестов; в обоих факторах необходимо учитывать-акцентировать внимание на индивидуально-психических особенностях индивида в контексте-корреляции содержательно-гностических моделей его личностных мотивов, социоценностных ориентаций в социуме, онтосе с подключением индивидуально-специфических особенностей поведенческих реакций субъекта, особенно, в его коммуникативных связях с другими индивидами.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.