КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Научение когнитивное
Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента. Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВС-парадигмой.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ
Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента.
Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВС-парадигмой.
Задача психотерапевта - озвучить и вербализовать эту формулу.
Правила условно подразделяются так (Hoffman N., 1979):
1) правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у больных положительные или отрицательные эмоции (например: "Немытые овощи канцерогенны");
2) правила, связанные с воздействием стимула (например: "После терапии все будет по-другому");
3) поведенческие оценки (например: "Так как я заикаюсь, никто меня не слушает");
4) правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: "При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине", "У меня нет больше надежды");
5) правила, связанные с воздействием реакции (например: "Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа");
6) правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: "Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым").
В процессе терапии важно установить, кто и для чего создал то или иное правило, и попытаться произвести замену негативных правил на позитивные. Большое внимание уделяется целям обучения (психотерапии). Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через "я хочу", а не "хотел бы". Формулировать проблемы лучше понятными для пациента терминами, нужно также очертить барьер, который он хочет преодолеть (например: "Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми"). На занятии можно предложить пациенту (например, методом "мозгового штурма") найти альтернативные решения своей проблемы, записать все идеи на доске и вместе с ним выбрать самые интересные.
Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует.
Психотерапевтические контракты - это запись предполагаемых изменений со стороны пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и фиксируются любые изменения в процессе психотерапии.
Таким образом, при К. н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто что-то происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации.
Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами "поведенческого", отражает суть рационально-эмоциональной психотерапии.
Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой "саморазговор" воздействует и на поведение.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.01 мб

КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОСОБЕННОСТИ НАУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Сергеев Сергей Фёдорович
Статья посвящена анализу возможностей и перспективам постнеклассической когнитивной педагогики при решении вопросов обучения взрослых.
Читать PDF
181.49 кб

Исследования влияния обратной связи на эффективность научения и когнитивной деятельности (обзор эксп

Агафонов Андрей Юрьевич, Бурмистров Сергей Николаевич, Козлов Дмитрий Дмитриевич, Шилов Юрий Егорович
В статье представлен обзор основных экспериментальных результатов, полученных в рамках реализации исследовательского проекта, который объединяет в едином комплексе эксперименты, связанные с обнаружением зависимости когнитивной акт

Похожие термины:

  • Теория социально-когнитивного научения

    Social cognitive learning theory). Направление персонологии, представленное Бандурой и Роттером, в котором подчеркивается, что поведение является результатом сложного взаимодействия между когнитивными процес