КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОТЕРАПИЯ КОГНИТИВНАЯ
форма психотерапии, предложенная А.Т. Беком. П.к. основана на представлении о том, что способ, которым человек структурирует и интерпретирует свой внутренний опыт, определяет его состояние, настрой и поведение. Изменения в способе восприятия и понимания человеком себя, людей и окружающего мира будет способ ствовать улучшению его психологического состояния и поведения. В этом и заключается главная идея П.к. См. психотерапия когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психотерапия когнитивная
Как самостоятельное направление П. к. сформировалась в 60-е годы. П. к. представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция). П. к. использует то, что выводится из сознательного жизненного опыта, и не отыскивает скрытого символического значения в высказываниях пациента.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Beck А., 1976) - психотерапевтическиий метод, направленный нараспознавание и устранение несоответствия объективной реальности и основных ситуационных установок суицидента (его восприятие действительности).
Когнитнвистская теория самоубийств (Е. Shneidman, 1968) - описание суицидального поведения с позиции его "познаваемости". ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ СУИЦИДОВ:
1. С точки зрения отсутствия или наличия нарушений психической деятельности:
- "логический": обусловлен наличием интенсивной боли или
неизлечимого соматического заболевания при отсутствии психических нарушений, "неповрежденном разуме", носит характер "суицидобрыва";
- "каталогический": обусловлен наличием семантических ошибок и расщеплением мышления;
- "палеологический": обусловлен наличием психотических расстройств.
2. С точки зрения личностной мотивации:
- "логический": определяется мотивами бегства, воссоединения, самонаказания, возрождения и т. д.;
-"эготический": определяется чувством непереносимости окружающего мира, стремлением уйти от него;
- "диадический": включает в себя все случаи самоубийства как интерперсонального события (возмездие, манипуляция, призыв и т. д.), является реакцией на фрустрацию желаемой реализации межличностных отношений;
-- "агенеративный суицид": обусловлен наличием экзистенциального кризиса, когда индивидуум теряет ощущение смысла участия в "потоке человеческого бытия".

Источник: Билле-Браге У.и соавт. Глоссарий суицидологических терминов. 1999

ПСИХОТЕРАПИЯ КОГНИТИВНАЯ
метод психотерапии, разработанный А. Т. Веком. Основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве базы метода выступает утверждение, что познание является главной детерминантой появления некоих эмоций, они же - в свою очередь - определяют смысл целостного поведения.
Появление психических нарушений (первоначально - депрессивных состояний) объяснялось прежде всего неправильно построенным самопознанием. При этом ответы на вопросы "каким я вижу себя?", "какое будущее меня ожидает?", "каков внешний мир?" даются клиентом неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя ни к чему не годным и ничего не стоящим существом; будущее предстает перед ним нескончаемой чередой мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает всякой возможности их проверить, боясь получить своим опасениям реальное подтверждение. Соответственно этому в рамках психотерапии когнитивной перед клиентом ставится цель понять, что именно обычно используемые им суждения - "автоматические мысли" - определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания с их практической отработкой.
Процедура метода содержит три этапа:
1) этап логического анализа - на нем клиент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях;
2) этап эмпирического анализа - на нем отрабатываются приемы взаимного соотнесения элементов объективной ситуации;
3) этап прагматического анализа - на нем клиент строит оптимальное осознание собственных действий.
Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, этот метод широко распространился и ныне применяется в случаях, когда речь идет о слишком заниженной самооценке.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Когнитивная психотерапия
Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание, греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.
Автор. А.Т.Бек.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основана на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы "каким я вижу себя?", "какое будущее меня ожидает?" и "каков окружающий мир?" пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает все возможности их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения ("автоматические мысли") определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод получил широкое распространение и применяется в настоящее время тогда, когда речь идет о слишком заниженной самооценке.
Динамика. Процедура данного метода включает в себя три этапа:
- на этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях;
- на этапе эмпирического анализа - отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации;
- на этапе прагматического анализа - строит оптимальное осознание собственных действий.
Литература. Beck A.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects. N.Y., 1967;
Beck A.T. Cognitive Therapy and Emotional Disorders. N.Y., 1979
Beck A.T., Rush A.J., Emery G., Shaw B.F. Kognitive Therapie der Depression. Munchen, 1981.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже - в 1960-е гг. К. п. представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).
Подобно рационально-эмоциональной психотерапии, К. п. исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S->O->R (стимул- реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого). К. п. исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью К. п. является исправление неадекватных когниции. При К. п. считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу, которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на музыкальном инструменте. Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными - таковы главные задачи К. п. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. К. п. предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и пациента при отношениях между ними, близких к партнерским. Пациент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение К. п. о зависимости эмоций от мышления: "Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи". Установление контакта может начаться с принятия психотерапевтом некоторых представлений пациента о болезни с постепенным переводом его на позиции К. п. Слепое следование за психотерапевтом и повышенный скептицизм - два полюса негативного отношения к предстоящему лечению. Поэтому приведение подобных позиций к центру - залог успешности психотерапии.
Важная задача начального этапа - сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим, психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. При этом достигается укрупнение мишеней психотерапевтического воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи симптомов, который и запускает всю цепь, что иногда приводит к выходу на перцептивный уровень.
Следующий этап - осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например экспериментальный метод. В этом случае пациент получает подробные представления о некоторых положениях К. п. с обращением особого внимания на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией - обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций. Экспериментальный метод предполагает погружение пациента в значимые ситуации, в том числе по принципу "здесь и теперь", в присутствии психотерапевта. Обращение внимания пациента на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей обучают пациента методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Распознавание неадаптивной когниций может быть облегчено с помощью приема коллекционирования автоматических мыслей. Термин "неадаптивная когниция" применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Пациенту предлагается сосредоточиваться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниций, как правило, носят характер "автоматических мыслей". Они возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно и для пациента всегда имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. Они непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя и направляют его поступки. Сфокусировавшись на них, пациент может распознать их и зафиксировать. Обычно вне значимой, проблемной ситуации эти мысли осознаются с трудом, например у лиц, страдающих фобиями. Опознание их облегчается при реальном приближении к такой ситуации. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, осуществить "коллекционирование" их, а впоследствии вместо сокращенного, как в телеграмме, варианта, представить его в более развернутом виде. Метод "заполнения пустот" используется, когда уровень испытываемых эмоций или симптомов носит умеренный характер и когниций, сопровождающие их, недостаточно оформлены, нечетки. В этом случае используется схема анализа, предложенная Эллисом и названная им схемой А, В, С. Пациент обучается наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (С). Последовательность становится ясной, если пациент заполняет пустоту в своем сознании, которая явится связующим звеном между А и С, т. е. обозначит В. Это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Следует вновь подчеркнуть, что в К. п. признается существование неадаптивной когниции как в образной, так и в вербальной форме.
После этапа обучения пациента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Процесс объективного рассмотрения мыслей называется отдалением; больной рассматривает свои неадаптивные когниции, автоматические мысли как обособленные от реальности психологические явления. Отдаление повышает способность пациента проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать ("я считаю"), и неопровержимым фактом ("я знаю"), развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Прием обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей больным психотерапевту облегчает дистанцирование от них пациента, формирует у него навык видеть в них гипотезы, а не факты. В процессе отдаления пациенту становится более ясным путь искажения восприятия события.
Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно К. п., люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у пациента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности-безопасности и боли-удовольствия. Ось опасности-безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одной или нескольким характеристикам. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы верификация таких показателей затруднена. Например, человек, руководствующийся правилом "Будет ужасно, если я окажусь не на высоте", испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче пациент проецирует на восприятие его другими. Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности-безопасности, сводятся к восстановлению у пациента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.
Правила, центрированные вокруг оси боли-удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу "Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым", обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций врач помогает пациенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что больной был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами. Задача психотерапевта - помочь пациенту самому их найти. С ними тесно связаны правила, относящиеся к долженствованию (имеющие характер "тирании необходимости", по Хорни (Horney K.)). Понимание общей стратегии К. п. помогает избежать ненужных шагов при работе с пациентом. Этап самонаблюдения больного должен носить достаточный, но не избыточный характер и иметь своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей симптоматики, вызвавшей обращение пациента.
Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами - следующие этапы К. п. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем пациентом в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Выделение этапов работы с пациентом допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.
К. п. относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии (так же как и рационально-эмоциональная психотерапия). В рамках К. п. инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое индивид придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
К. п., как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы пациент соответствовал требованиям окружения и находился в большей гармонии с собственными потребностями. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадаптивных когниций. К. п. Использует то, что выводится из сознательного жизненного опыта, и не отыскивает скрытого символического значения в высказываниях пациента.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Когнитивная психотерапия в наркологии. Ключевые моменты

Гребнев С.А.
Когнитивная психотерапия является основной в работе с зависимыми людьми. В статье обозначены основные (ключевые) моменты, на которые необходимо особо обратить внимание, чтобы эффективность работы с клиентом была максимальной.
Читать PDF

Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли

Мелкумова Карина Александровна
Рассмотрено применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии (КПП) в лечении пациентов с хронической болью.
Читать PDF

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ С ПАРАНОИДНЫМ БРЕДОМ

Еричев Александр Николаевич, Моргунова Анастасия Михайловна, Коцюбинский Александр Петрович
В статье излагается опыт авторов по проведению когнитивноповеденческой психотерапии (КПП) лиц, страдающих параноидной шизофренией. Выделяются 2 фазы ее проведения: оценочная и модификации бредовых убеждений.
Читать PDF

Когнитивная, личностно-развивающая психотерапия в общемедицинской практике

Б.А. Шахметов
Применение когнитивной, личностно-развивающей психотерапии с использованием модели «оптимального комфорного состояния» лицам с психосоматическими расстройствами.
Читать PDF

Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в работе с осужденными

Ермасов Евгений
Читать PDF

Когнитивно-поведенческая психотерапия посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников ОВД

В.М.Ялтонский, Н .А. Сирота
Читать PDF

Когнитивно-ориентированное направление в психотерапии и психосоциальной терапии больных шизофренией

Рычкова О. В.
Читать PDF

Комплексная когнитивно-ориентированная психотерапия тревожных расстройств с приступами паники. Метод

Тукаев Рашит Джаудатович, Зуева Оксана Петровна, Кузнецов Андрей Николаевич, Кузнецов Владимир Викторович, Срывкова Ксения Александровна
Разработана комплексная методика психотерапии тревожных расстройств с паническими приступами, включающая психообразовательный, каузальный, когнитивно-ориентированный, гипнотерапевтический компоненты.
Читать PDF

Комплексная когнитивно-ориентированная психотерапия тревожных расстройств с приступами паники. Метод

Тукаев Р. Д., Зуева О. П., Кузнецов А. Н., Кузнецов В. Н., Срывкова К. А.
Разработана комплексная методика психотерапии тревожных расстройств с паническими приступами, включающая психообразовательный, каузальный, когнитивно-ориентированный, гипнотерапевтический компоненты.
Читать PDF

Взаимосвязь эффективности различных видов психотерапии с параметрами когнитивного стиля пациентов пр

Бекетов Ю. А., Божко С. А., Кошелев В. В.
Читать PDF

Интеграция когнитивно-поведенческого и психодинамического подходов в психотерапии больных с эндогенн

Гусева О. В., Коцюбинский А. П.
Читать PDF

Когнитивно-ориентированная психотерапия при тревожных расстройствах: оценка в контролируемом исследо

Тукаев Рашит Джаудатович, Кузнецов В.Е.
Проведено рандомизированное исследование клинической эффективности когнитивно-ориентированной психотерапии при тревожных расстройствах (n=52): при паническом расстройстве (n=29) и генерализованном тревожном расстройстве (n=23).
Читать PDF

Сравнительный анализ эффективности различных методов когнитивно-поведенческой психотерапии депрессив

Шарипов У.М., Суюнов С.М., Худойназаров А.Д.
Читать PDF

Сравнительный литературный обзор данных эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии и фармак

Измаилова Н.Т., Яровая Т.А., Есимов Н.Б., Аязбаев Ж.А.
Результаты исследования показали, что применение когнитивно-поведенческой психотерапии в комбинации с фармакотерапией и изолированное применение фармакотерапии у пациентов, страдающих хронической бессонницей с нарушением засыпания
Читать PDF

Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии и психической саморегуляции при лечении пац

Баранова Л.М.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), основанная на возможности изменения стереотипов дисфункционального мышления способна помочь при различных психологических проблемах, изменить их восприятие.