КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение:

КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

cognitive activity;) - «ухватывание» и установление смысла, вслед за Г.Фреге рассматриваемое как своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. В более широком значении когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. Результаты когнитивной деятельности могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире – т.е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров и что входит в концептуальную систему человека. Когнитивная деятельность как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция – способность генерировать акты сознания – и конкретное знание – результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых «возможных миров». В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и другие компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах когнитивной деятельности. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую. В когнитивной деятельности участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемые структуры сознания нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация. В отличие от остальных видов когнитивной деятельности, язык обладает двойственным характером: как когнитивный инструмент он является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Это внутренняя сторона языка. Есть и внешняя: язык как независимый от человека объект, подлежащий усвоению: его функция репрезентирования генетически и функционально неотделима от функции коммуникации.  
Оцените определение:

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность и идентичность педагога

Нестерова А.Ю.
Статья посвящена философско-методологическому и психологическому анализу проблемы формирования профессиональной идентичности педагога. На современных условиях реализовать себя в профессиональной жизни становится исключительно актуальным, что, безусловно, усиливает интерес к проблеме выбора профессионального становления путем самовыражения человека. Особое значение в работе отводится философскому рассмотрению образования как области когнитивной деятельности, которое, как показано, наиболее адекватно для решения проблем компетентности и идентичности. Используя постнеклассическую модель образовательных процессов (ПНК МОП) мы обогатили ее путем введения еще одного параметра – «характер идентичности». Показано, что обретение идентичности (как внутренней, так и внешней) наступает для учителя не сразу (не одномоментно), а только когда учитель превращается в Учителя по призванию (что соответствует парадигме уровня 5). Делается вывод, что идентичность, когнитивная деятельность, профессиональная компетентность являются фундаментальными понятиями адекватными для межи трансдисциплинарного анализа деятельности педагога в информационном обществе основанном на знании.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации. Интеллект относится к надкибернетическому типу организации систем и требует при его изучении особых методов. В статье поднимается вопрос о специфике познавательной продуктивности при различных уровнях интеллектуального развития. Продемонстрирована психологическая неоднозначность высоких и сверхвысоких значений IQ, выделены факторы, способствующие или препятствующие интеллектуальной продуктивности лиц с высоким уровнем развития психометрического интеллекта. Определены особенности структуры интеллекта и уровня креативности при средних, высоких и сверхпороговых значениях
Скачать PDF

Динамика развития показателей когнитивной деятельности у детей в возрасте 7-8 и 12-13 лет, рожденных

Казакова Е.В., Соколова Л.В., Копосова Т.С.
Проведено лонгитудинальное обследование школьников общеобразовательной массовой школы г. Архангельска, рожденных недоношенными. Cравнение показателей психофизиологического развития учащихся показало, что негативное влияние фактора риска раннего дизонтогенеза «недоношенность плода» на формирование когнитивной сферы ребенка сохраняется в процессе школьного обучения. Дети, рожденные недоношенными, имеют более низкие показатели развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, наглядно-образного мышления, скорости переработки информации, концентрации внимания, устойчивости скорости и внимания, академической успеваемости, как в первом, так и в пятом классе.
Скачать PDF

Обучение студентов анализу специфики продвижения сфер деятельности как способ развития их когнитивны

Синчурина Марина Георгиевна
Скачать PDF

Эмоциональное и когнитивное обеспечение операторской деятельности

Кудрин Р.А., Лифанова Е.В., Ахундова Р.Е., Фокина А.С., Будников М.Ю., Ахундов Э.М.
Данная работа посвящена изучению основных показателей эмоционального и психометрического интеллекта, обеспечивающих эффективную деятельность человека в различных сферах, в том числе и при выполнении операторской деятельности.
Скачать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания. Это приводит к изменению педагогической системы «обучающий – обучаемый – обучающие программы – содержание учебного материала», направленной на инновационные тенденции. В современных теориях образования обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой.
Скачать PDF

Когнитивно-психологический ресурс в структуре соревновательной деятельности спортсмена

Диких Константин Викторович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич
В статье представлены результаты исследования когнитивно-психологического ресурса спортсменов — конькобежцев. Выявлен недостаточен* уровень его развития, особенно у спортсменов низкой квалификации. Показано влияние когнитивно-психологического ресурса на поведение в различных ситуациях и результаты выступления на соревнованиях.
Скачать PDF

Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ

Канжин А. В., Иорданова Ю. А.
Исследованы особенности проявления когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в различных условиях среды. Были обследованы 170 учащихся 7-10 лет общеобразовательных школ г. Архангельска. Исследование проводилось с помощью программного пакета «SVET» и тестовой компьютерной системы «Бинатест-К». Статистическая достоверность различий проверялась с использованием t-критерия Стьюдента при нормальном распределении данных для независимых выборок; когда распределение не соответствовало критериям нормальности, применялись непараметрические критерии Манна Уитни и Уилкоксона. Было выявлено, что у детей с СДВГ время реакции во втором тесте как на слова (р = 0,007), так и на рисунки (р = 0,005) статистически достоверно меньше, чем в первом. А количество ошибок во втором тесте статистически достоверно больше, чем в первом, как на рисунки (р = 0,009), так и на слова (р = 0,003). В результате анализа полученных результатов сделан вывод, что дети с СДВГ испытывают сложности с выработкой оптимальной когнитивной стратегии при решении экспериментальных задач.
Скачать PDF

Образ мира и когнитивная карта как способы описания мыслительной деятельности

Даутов Денис Фатыхович
Приводятся результаты теоретического исследования понятий «образ мира» и «когнитивная карта». Выделяются и описываются основные их составляющие. Даётся качественный анализ полученных данных.
Скачать PDF

Факторы оптимизации произвольной регуляции когнитивной деятельности в процессе тренировки

Зотов Михаил Владимирович, Петрукович Владимир Михайлович, Ахмедова Инга Сергеевна, Паламарчук Наталья Вадимовна
В исследовании использовался новый методический подход к оценке произвольной регуляции когнитивной деятельности по характеристикам нестационарных периодов физиологической активации. 50 участников 25 тренированных экспертов и 25 новичков выполняли задачи на оперирование вербальной и пространственно-образной информацией теста «Маршрут» в условиях дефицита времени, высокой сенсорной и мнемической нагрузки, что достигалось за счет совмещенного выполнения этих задач с заданиями тестовой батареи МАТВ. Новички проходили повторное тестирование после тренировки. Результаты показали, что по мере научения существенно возрастает способность индивида произвольно регулировать свою когнитивную деятельность в связи с усложнением внешних требований, что проявляется как в уменьшении периода «врабатывания», так и в снижении физиологической «стоимости» адаптации к изменению условий.
Скачать PDF

Концепция инструментального опосредования деятельности в прикладных когнитивных исследованиях

Червинская Ксения Ральфовна
В статье описаны концептуальные рамки прикладных когнитивных исследований, проводимых для решения задач в различных сферах деятельности человека, в том числе и для построения когнитивных технических систем. Сформулирован основной принцип антропоцентрической парадигмы инженерно-психологических исследований инструментальное опосредование деятельности, предполагающий исследование познавательных процессов человека, деятельность которых опосредована взаимодействием с инструментами. Показана реализация этого принципа при построении концепции извлечения экспертных знаний как процесса взаимодействия когитолога и эксперта с целью моделирования экспертных рассуждений для проектирования когнитивных компьютерных систем.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!