КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
cognitive activity;) - «ухватывание» и установление смысла, вслед за Г.Фреге рассматриваемое как своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности. В более широком значении когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо. Результаты когнитивной деятельности могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире – т.е. к тому, что индивид знает, предполагает, думает и/или воображает об объектах действительного и возможных миров и что входит в концептуальную систему человека. Когнитивная деятельность как составная часть сознания человека (другие компоненты сознания: компетенция – способность генерировать акты сознания – и конкретное знание – результат когнитивной деятельности, используемый в дальнейших когнитивных актах человека) разворачивается в определенном культурном контексте, что сильно ограничивает набор допустимых «возможных миров». В частности, содержание мифов, этические нормы, политические установления, религия и другие компоненты культуры сказываются на процедурах и результатах когнитивной деятельности. Отсюда и представление о когнитивной деятельности как о наборе процедур, переводящих одну реальность человека в другую. В когнитивной деятельности участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемые структуры сознания нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация. В отличие от остальных видов когнитивной деятельности, язык обладает двойственным характером: как когнитивный инструмент он является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Это внутренняя сторона языка. Есть и внешняя: язык как независимый от человека объект, подлежащий усвоению: его функция репрезентирования генетически и функционально неотделима от функции коммуникации.  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

ВКЛАД КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мишина Марина Михайловна, Равилова Марьям Ваизовна
Когнитивный стиль является одной из ключевых составляющих деятельности человека, которая отражает способ восприятия, переработки и оценки информации индивидом.
Читать PDF

УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Исроилова Ёкутой Баходыровна
в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Читать PDF

Когнитивная зрелость субъекта деятельности: структурный анализ

Портнова Алла Георгиевна, Морозова Ирина Станиславовна
В статье осуществлен структурный анализ понятия «когнитивная зрелость». Данное понятие представляет результативный аспект процесса развития человека как субъекта деятельности.
Читать PDF

Эмоциональное и когнитивное обеспечение операторской деятельности

Кудрин Р. А., Лифанова Е. В., Ахундова Р. Е., Фокина А. С., Будников М. Ю., Ахундов Э. М.
Данная работа посвящена изучению основных показателей эмоционального и психометрического интеллекта, обеспечивающих эффективную деятельность человека в различных сферах, в том числе и при выполнении операторской деятельности.
Читать PDF

Реферирование как коммуникативно-когнитивная деятельность студентов

Карпова Инна Вячеславовна
В статье обосновывается тезис о том, что реферирование может рассматриваться как вид речевой деятельности наряду с чтением и письмом в контексте коммунакативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку в неязыковом вузе.
Читать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания.
Читать PDF

Состав жирных кислот плазмы крови при когнитивно-мнестической деятельности

Людинина Александра Юрьевна
В работе обсуждается гипотеза о том, что полиненасыщенные жирные кислоты (n–3 ПНЖК) улучшают когнитивные способности у людей.
Читать PDF

Когнитивные эвристики в клинической деятельности работников здравоохранения

Рябова Т.В.
В статье проведен анализ наиболее распространенных когнитивных эвристик и деформаций выбора в клинической деятельности работников медицинских учреждений.
Читать PDF

Формирование языковой культуры личности: когнитивный и деятельностный подход

Акатова Татьяна Ивановна
Автором статьи осуществлен анализ дефиниций «когнитивная культура», «языковая культура», «деятельностная культура».
Читать PDF

Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ

Канжин А. В., Иорданова Ю. А.
Исследованы особенности проявления когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в различных условиях среды.
Читать PDF

Образ мира и когнитивная карта как способы описания мыслительной деятельности

Даутов Денис Фатыхович
Приводятся результаты теоретического исследования понятий «образ мира» и «когнитивная карта». Выделяются и описываются основные их составляющие. Даётся качественный анализ полученных данных.
Читать PDF

Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей

Кашапов Мергаляс Мергалимович, Скакунова Ольга Александровна
Представлены результаты исследования уровня креативности врачей со стажем работы до трех лет, не имеющих квалификационной категории. Впервые с помощью методик «Опросник способностей творческой личности» (О. А. Шляпникова, М. М.
Читать PDF

Электронные ресурсы и новые когнитивные стратегии образовательной деятельности

Носкова Татьяна Николаевна
Читать PDF

КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Гильмеева Р.Х.
В статье рассматриваются некоторые аспекты разработки и реализации когнитивно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Читать PDF

Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность и идентичность педагога

Нестерова А.Ю.
Статья посвящена философско-методологическому и психологическому анализу проблемы формирования профессиональной идентичности педагога.

Похожие термины:

  • когнитивность (когнитивная деятельность)

    [cognition] – Общий термин, обозначающий приобретение знания посредством любого психического процесса-концептуализации, перцепции, суждения или представления. Когнитивность традиционно противопост