Интеллекта (умственного развития) коэффициент
любой индекс развития интеллекта, полученный из отношения значения, набранного по тесту интеллекта, к возрастной норме данного индивида.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Коэффициент интеллекта (IQ)
(англ. Intelligence quoitent) - характеристика умственного развития, представленная в виде количественной выраженности интеллектуальных способностей.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Коэффициент интеллекта
intelligent quotient) - общий показатель, рассчитываемый по результатам теста, который теоретически представляет общую интеллектуальную способность человека.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Коэффициент интеллекта (IQ)
Категория. Количественный показатель умственного развития.
Специфика. Представлен отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в проценты.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Коэффициент интеллекта
англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. x 100.)
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Коэффициент интеллекта
intelligence quotient (IQ)). Величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 (для избавления от десятичных долей).
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Интеллекта коэффициент (IQ)
Отношение «интеллектуального возраста» (уровень интеллектуального развития) к паспортному возрасту в %. За норму IQ (по шкалам Бине-Симона, Пробста, Векслера) принимается диапазон 85–110.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
коэффициент интеллекта
(IQ) [intelligence quotient (IQ)1 Показатель, получаемый при выполнении интеллектуального теста, который отражает не только когнитивные способности, но и такие факторы, как опыт выполнения теста, мотивация и различия в диалектах.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
коэффициент интеллекта
(IQ) [intelligence quotient (IQ)] Числовой показатель или количество баллов (пунктов), набранных в тесте на уровень интеллекта, что определяет индивидуальный уровень и позволяет сравнить его с нормативными показателями по этому же тесту.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ
Вообще – любой индекс интеллектуального развития, полученный из отношения значения, набранного индивидом по тесту интеллекта, к возрастной норме этого индивида (обычно умножаемый на некоторую константу); см. показатель умственного развития.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Коэффициент интеллекта
(intelligence quotient, IQ) — первоначально определялся в терминах умственного и хронологического возраста ребенка; в настоящее время IQ вычисляется посредством сравнения показателей ребенка с другими детьми одинакового хронологического возраста.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Коэффициент интеллекта (IQ)
Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.
Источник: Словарь по психогенетике
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
intelligence quotient, IQ) - показатель умственного развития. Этот коэффициент отражает интеллектуальные способности детей и взрослых по отношению к другим людям; у детей он также отражает скорость их развития (психический возраст по отношению к хронологическому возрасту). Большинство тестов на интеллектуальное развитие разрабатывается таким образом, чтобы результирующий коэффициент интеллекта имел среднее значение 100, а стандартное отклонение составляло примерно 15.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ
(англ.— Intelligence Quotient, IQ). Количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие И. к. введено В. Штерном (1912), который обратил внимание на определенные
недостатки процедуры вычисления умственного возраста в шкалах типа Бине (см. ВИНЕ — СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА). Формула И. к. имеет следующий вид:
И. к. был впервые использован в Станфорд— Бине умственного развития шкале. По мере развития гестов интеллекта, их математико-стати-стического аппарата И. к. был заменен IQ-no-казателем стандартным. Д. Векслер (см. ВЕК-СЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ
ШКАЛЫ) первым выражает IQ в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. О психологической интерпретации И. к. см.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
англ. intelligence quotient, IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. (В. И. Лубовский.)
Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ, который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населения того же самого возраста, для чего не нужно (а для взрослых и невозможно) определять умственный возраст. Для этого служит т. н. стандартный показатель (standard score): вычисляется вычитанием из сырого показателя данного обследуемого среднего значения (нормативной выборки) и деления полученной разности на стандартное отклонение (значения среднего и стандартного отклонения для каждой возрастной и половой категории представлены в нормативных таблицах в руководствах к тесту). Среднеуровневый IQ приравнен к 100 единицам; примерно половина тех, на кого тест рассчитан, получают показатели между 90 и 110. Доказано, что IQ-показатели могут изменяться в зависимости от условий тестирования, в связи с чем рекомендуется понимать результат теста не как точное измерение, а как попадание в определенный диапазон (нижний, средний или верхний). (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
индексируется-обозначается символом 13, как отношение ментально-умственного возраста к хронологическому возрасту индивида и выражается т.о. в процентах; К.и. индексирует-показывает уровень выполнения данного конкретного теста, определенных заданий и не может в абсолютизированной форме служить показателем-модальностью эволюции интеллектуально-ментальных способностей субъекта; многие тесты, включенные в различные интеллектуально-возрастные шкалы содержат задания, выполнение коих предполагает владение субъектом дискурслогическими, перцептивно-логическими и логико-математическими действиями, а также эмпирическую ориентацию в проблемных ситуациях, мультиэйдетическо-индексные способности памяти; как правило психолог подбирает материал, кот. должен стимулировать ментально-интеллектуальные действия индивида, кои затем экспериментально проверяются посредством выборочных фиксаций; феномены К.и. выявляются, обычно таким модусом-способом: от субъекта требуют наиболее правильных ответов для того, чтобы можно было зафиксировать его умственно-интеллектуальный возраст, а далее предлагают задание, двигаясь по шкале вверх, пока и не будут заполучены 8, 10 и т.д. ответов; сам же процесс тестирования завершается, а к числу тестов прибавляется число правильных ответов, а уже по специфической рейтинг-таблице дефиницируют какому умственному возрасту и соответствует полученная сумма ответов, и в конце процедуры вычисляется-определяется К.и. по следующей формуле УВ/ИВ х 100% 10; заметим, что данная оригинально значимая процедура все же относительна и не может претендовать на какие-либо фетиши-догматы-абсолюты диагностики ментальных способностей, одаренности субъекта, поскольку истинный человеческий интеллект, сила его ментальных операций определяет всегда, в субстанциональном порядке, его продуктивно-креативная деятельность-активность и ее эффективные-неэффективные результаты.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
КАЭФІЦЫЕНТ ІНТЭЛЕКТУ / INTELLIGENCE QUOTIENT (IQ– ай-кью)– показатель индивида относительно популяции, который используется для характеристики в процентах отношения умственного возраста, определяемого стандартизованными тестами, к реально-хронологическому: IQ = УВ / ХВ *100%, где УВ– умственный возраст; ХВ– хронологический возраст. К. и. не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого, тем более приниматься за неизменную величину его интеллектуального потенциала. К. и. не является постоянной величиной в рамках популяции и может изменяться у различных поколений (так, например, эффект Флинна показывает увеличение интеллекта со временем у жителей США). Считается, что К. и. не зависит от обучения. Поскольку IQ измеряется стандартизированными заданиями, которые разрабатываются и проводятся в лабораторных условиях, само понятие К. и. нередко подвергалось критике в силу расхождений между успешностью решения тестовых заданий человеком и успешностью в реальной практике. Г. Гарднер предложил модель множественного интеллекта, выделив целый ряд его категорий: лингвистический, математический, пространственный, музыкальный и др., что может интерпретироваться как способности. Первые тесты интеллекта восходят к Ф. Гальтону (1822–1911), предложившему ряд процедур для измерения «операций ума». Прообразом современных тестов интеллекта является шкала умственного развития Бине– Симона, разработанная в 1905 г. для выявления умственно неполноценных детей при отборе в школу. Широко применяют в практике работы психолога шкалу измерения интеллекта Д. Векслера (1939, 1955). Вариант 1955 г. содержит 11 суб тес тов, направленных на диагностику общей осведомленности, общей понятливости, оперативной памяти, внимания и других сторон интеллекта. В России шкала Д. Векслера была адаптирована в 1973 г. А. Ю. Панасюком. Другой широко используемый тест интеллекта– «Прогрессивные матрицы Равена» (1936).
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
англ. Intelligence Quotient, JQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие введено В. Штерном в 1912 г, который предложил вычислять К. и. как отношение в процентах умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ). По мере развития технологии тестирования была обнаружена ограниченность такого подхода к определению К. и. вследствие несопоставимости показателей для лиц различного возраста. Вследствие этого он был заменен стандартным показателем JQ, который показывает, в каком отношении находится результат данного испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. Стандартный показатель JQ является разновидностью Z-оценок (см. Стандартизация психофизиологических показателей) и представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и средним квадратическим отклонением 16. Значения JQ соответствуют различным градациям интеллектуального развития, они приняты в-качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Нормальные значения JQ лежат в пределах от 84 до 116. При JQ, меньшем 84, говорят о низком интеллекте, большем 116 — о высоком. Значения JQ в пределах 40... .70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости. Следует однако помнить, что при таком чисто количественном подходе к измерению уровня интеллекта может теряться значительная часть ценной психологической информации. Поэтому нужно обращать внимание на качественную сторону результатов тестирования: проанализировать, какие задания были самыми трудными для испытуемого, какие он выполнил легко и правильно. Кроме этого необходимо иметь в виду, что творческий потенциал личности не сводится только к качеству ее интеллекта. Чтобы получить реальное представление об этом потенциале, нужно предварительно определить ту среду интересов человека, в которой максимально раскрываются его способности, и формулировать задачу с упором на эти способности (Р. Римская, С. Римский).
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
(IQ – ай-кью) – тип оценки, которая используется для характеристики в процентах отношения умственного возраста, определяемого тестами, к реально-хронологическому К. и. не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого, тем более приниматься за неизменную величину его интеллектуального потенциала. Все же по ай-кью с не которой вероятностью можно определить, какой будет успеваемость того или иного ученика. Чтобы выучиться на врача или юриста, необходимо обладать достаточно высоким показателем интеллектуального развития. Но после окончания учебы величина коэффициента уже не имеет значения. Зато особую роль начинают играть опыт и здравый смысл. Между людьми существуют большие интеллектуальные различия. Профессор Гарвардского университета Говард Гарднер убежден в существовании, по крайней мере, семи категорий интеллекта: лингвистического, математического, пространственного, музыкального, физического, а также умения владеть собой и сосуществовать. Эти таланты на ай-кью не фиксируют. Более того, выясняется, что отменный ай-кью нередко вреден для дела, особенно в стрессовых ситуациях. Изучая поведение кадетов национальной гвардии, психолог Фред Фидлер из Вашингтонского университета обнаружил: когда требовались быстрые действия, с лучшей стороны показали себя обладатели нормальных ай-кью. Они легче действовали по интуиции, здравому смыслу и опыту. Чем умнее, судя по величине айкью, был кадет, тем медленнее и хуже он действовал. В конечном счете здравый смысл, интуиция, склонность к творчеству, способность уживаться с другими людьми, черты характера, социальная среда оказывают значительно большее влияние на жизнь человека, чем его ай-кью. Первые тесты интеллекта восходят к Ф. Гальтону (1822–1911), предложившему ряд процедур для измерения «операций ума». Прообразом современных тестов интеллекта является шкала умственного развития Бине-Симона, разработанная в 1905 г. для выявления умственно неполноценных детей при отборе в школу. Широко применяется в практике работы психолога шкала измерения интеллекта Д. Векслера (1939, 1955). Вариант 1955 г. содержит 11 субтестов, направленных на диагностику общей осведомленности, общей понятливости, оперативной памяти, внимания и других сторон интеллекта. Другие широко используемые тесты интеллекта–это«ПрогрессивныематрицыРавена»(1936)и«Тест-структура интеллекта Амтхауэра» (1953, 1973). Тесты интеллекта в ряде случаев называют еще тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется – способности или уровень сформированных обобщенных деяний – является одним из актуальных в тестологии.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
IQ (аббревиатура от англ. Intelligence quotient) – количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ=УВ: ХВх100 %. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологич. тестов (см. Тесты психологические). Для каждого ХВ существует нормативный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному развитию соответствует IQ=IOO% (отклонения в пределах 10 % считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показателя (на 20 % и более) расценивается как свидетельство одаренности. Для умственной отсталости характерен низкий IQ 50–75 % – для дебилов, 25–50 % – для имбецилов, ниже 25 % – для идиотов.
Л.Термен, которому и принадлежит соответствующая модификация шкалы БинеСимона, разработал наиболее дифференцированную градацию интеллектуальных уровней:
120140 – очень высокая одаренность;
110120 – высокая одаренность;
90110 – средняя одаренность, нормальный уровень;
8090 – медлительность ума;
7080 – пограничная зона умственной недостаточности (70 – нижняя граница нормы);
7050 – умственная отсталость;
5020 – слабоумие (имбецильность);
20 и ниже – идиотизм.
С введением этой системы утвердилось ранжирование интеллектуального уровня по количественному показателю. Такой подход сохраняется в мировой психологии по сей день. Это неизбежно порождает ожесточенные дискуссии, особенно когда речь заходит о так называемой пограничной зоне. Ведь в этой зоне разные дети могут оказаться по совершенно разным причинам. Однако научные споры по этому вопросу тяготеют к не вполне оправданным обобщениям. Сторонники разных подходов отстаивают либо фатальную предопределенность невысокого интеллекта и принципиальную невозможность значительного повышения IQ, либо широкие возможности повышения IQ за счет коррекционного обучения. Аргументы противоположных сторон при этом звучат весьма убедительно. Но это, вероятно, обусловлено тем, что в качестве примеров используются разные категории детей. До обсуждения специфики этих категорий дело не доходит. И в этом смысле отечественной науке принадлежит очевидный приоритет.
По мнению отечественных и большинства заруб. ученых, IQ не является не изменяющимся с возрастом показателем врожденных умственных способностей, как это считалось ранее. Он представляет собой лишь показатель наличного уровня умственного развития и не дает достаточных оснований для прогноза. В то же время IQ служит приемлемой в дефектологической практике оценкой состояния интеллектуальной сферы тестируемого на момент обследования. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005