КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 13 определений термина КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

intelligence quotient, IQ) - показатель умственного развития. Этот коэффициент отражает интеллектуальные способности детей и взрослых по отношению к другим людям; у детей он также отражает скорость их развития (психический возраст по отношению к хронологическому возрасту). Большинство тестов на интеллектуальное развитие разрабатывается таким образом, чтобы результирующий коэффициент интеллекта имел среднее значение 100, а стандартное отклонение составляло примерно 15.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. intelligence quotient, IQ) - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. (В. И. Лубовский.)

Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ, который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населения того же самого возраста, для чего не нужно (а для взрослых и невозможно) определять умственный возраст. Для этого служит т. н. стандартный показатель (standard score): вычисляется вычитанием из сырого показателя данного обследуемого среднего значения (нормативной выборки) и деления полученной разности на стандартное отклонение (значения среднего и стандартного отклонения для каждой возрастной и половой категории представлены в нормативных таблицах в руководствах к тесту). Среднеуровневый IQ приравнен к 100 единицам; примерно половина тех, на кого тест рассчитан, получают показатели между 90 и 110. Доказано, что IQ-показатели могут изменяться в зависимости от условий тестирования, в связи с чем рекомендуется понимать результат теста не как точное измерение, а как попадание в определенный диапазон (нижний, средний или верхний). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

Коэффициент интеллекта

intelligent quotient) - общий показатель, рассчитываемый по результатам теста, который теоретически представляет общую интеллектуальную способность человека.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Коэффициент интеллекта

англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. x 100.)

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Коэффициент интеллекта (IQ)

Категория. Количественный показатель умственного развития.

Специфика. Представлен отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в проценты.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), КОЭФФИЦИЕНТ

Вообще – любой индекс интеллектуального развития, полученный из отношения значения, набранного индивидом по тесту интеллекта, к возрастной норме этого индивида (обычно умножаемый на некоторую константу); см. показатель умственного развития.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Коэффициент интеллекта

intelligence quotient (IQ)). Величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 (для избавления от десятичных долей).

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Коэффициент интеллекта (IQ)

Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.

Источник: Словарь по психогенетике

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. Intelligence Quotient, JQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие введено В. Штерном в 1912 г, который предложил вычислять К. и. как отношение в процентах умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ). По мере развития технологии тестирования была обнаружена ограниченность такого подхода к определению К. и. вследствие несопоставимости показателей для лиц различного возраста. Вследствие этого он был заменен стандартным показателем JQ, который показывает, в каком отношении находится результат данного испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста. Стандартный показатель JQ является разновидностью Z-оценок (см. Стандартизация психофизиологических показателей) и представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и средним квадратическим отклонением 16. Значения JQ соответствуют различным градациям интеллектуального развития, они приняты в-качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Нормальные значения JQ лежат в пределах от 84 до 116. При JQ, меньшем 84, говорят о низком интеллекте, большем 116 — о высоком. Значения JQ в пределах 40... .70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости. Следует однако помнить, что при таком чисто количественном подходе к измерению уровня интеллекта может теряться значительная часть ценной психологической информации. Поэтому нужно обращать внимание на качественную сторону результатов тестирования: проанализировать, какие задания были самыми трудными для испытуемого, какие он выполнил легко и правильно. Кроме этого необходимо иметь в виду, что творческий потенциал личности не сводится только к качеству ее интеллекта. Чтобы получить реальное представление об этом потенциале, нужно предварительно определить ту среду интересов человека, в которой максимально раскрываются его способности, и формулировать задачу с упором на эти способности (Р. Римская, С. Римский).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Интеллекта коэффициент (IQ)

Отношение «интеллектуального возраста» (уровень интеллектуального развития) к паспортному возрасту в %. За норму IQ (по шкалам Бине-Симона, Пробста, Векслера) принимается диапазон 85–110.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Интеллекта (умственного развития) коэффициент

любой индекс развития интеллекта, полученный из отношения значения, набранного по тесту интеллекта, к возрастной норме данного индивида.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

IQ (аббревиатура от англ. Intelligence quotient) – количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ=УВ: ХВх100 %. УВ вычисляется на основании результатов выполнения психологич. тестов (см. Тесты психологические). Для каждого ХВ существует нормативный показатель решения тестовых задач; нормальному умственному развитию соответствует IQ=IOO% (отклонения в пределах 10 % считаются не выходящими за рамки нормы). Значительное превышение этого показателя (на 20 % и более) расценивается как свидетельство одаренности. Для умственной отсталости характерен низкий IQ 50–75 % – для дебилов, 25–50 % – для имбецилов, ниже 25 % – для идиотов.

Л.Термен, которому и принадлежит соответствующая модификация шкалы БинеСимона, разработал наиболее дифференцированную градацию интеллектуальных уровней:

120140 – очень высокая одаренность;

110120 – высокая одаренность;

90110 – средняя одаренность, нормальный уровень;

8090 – медлительность ума;

7080 – пограничная зона умственной недостаточности (70 – нижняя граница нормы);

7050 – умственная отсталость;

5020 – слабоумие (имбецильность);

20 и ниже – идиотизм.

С введением этой системы утвердилось ранжирование интеллектуального уровня по количественному показателю. Такой подход сохраняется в мировой психологии по сей день. Это неизбежно порождает ожесточенные дискуссии, особенно когда речь заходит о так называемой пограничной зоне. Ведь в этой зоне разные дети могут оказаться по совершенно разным причинам. Однако научные споры по этому вопросу тяготеют к не вполне оправданным обобщениям. Сторонники разных подходов отстаивают либо фатальную предопределенность невысокого интеллекта и принципиальную невозможность значительного повышения IQ, либо широкие возможности повышения IQ за счет коррекционного обучения. Аргументы противоположных сторон при этом звучат весьма убедительно. Но это, вероятно, обусловлено тем, что в качестве примеров используются разные категории детей. До обсуждения специфики этих категорий дело не доходит. И в этом смысле отечественной науке принадлежит очевидный приоритет.

По мнению отечественных и большинства заруб. ученых, IQ не является не изменяющимся с возрастом показателем врожденных умственных способностей, как это считалось ранее. Он представляет собой лишь показатель наличного уровня умственного развития и не дает достаточных оснований для прогноза. В то же время IQ служит приемлемой в дефектологической практике оценкой состояния интеллектуальной сферы тестируемого на момент обследования. Точный диагноз и прогноз возможны только на основании более широкого комплексного обследования.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Зависимость коэффициента интеллекта от уровня двигательной активности первокурсников

Медведкова Наталия Ивановна, Илькевич Константин Борисович, Нохрин Михаил Юрьевич, Медведков Виктор Дмитриевич
Оптимальная двигательная активность оказывает положительное влияние на психические процессы, формирует умственную устойчивость к напряженной деятельности.
Читать PDF

Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинич

Гордеева Е.Г., Лосева И.В.
Приводятся данные о влиянии клинической трансперсональной психотерапии на изменение внутриличностного эмоционального интеллекта у 33 участников психотерапевтической группы.
Читать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность п
Читать PDF

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся.
Читать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством.
Читать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в р
Читать PDF

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умстве
Читать PDF

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е.С.
Читать PDF

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии.
Читать PDF

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации.
Читать PDF

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей.
Читать PDF

Развитие психометрии интеллекта

Малышева Л.В.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!