КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД
клинический метод
открытая форма опроса, при которой вопросы исследователя обусловлены ответами испытуемого на предшествующие вопросы.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Клинический метод
(clinical method) — гибкий, полустандартизованны: метод постановки перед детьми задач и вопросов, который использова Пиаже.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД
(в психологии) – более или менее длительное изучение личности, включающее в себя как наблюдение, так и применение других, в частности экспериментальных, методик с целью более углубленного исследования различных сторон личности и постановки психологического диагноза. К.м. в психологии применяется при изучении как психически здоровых людей (для исследования закономерностей развития личности), так и в случаях различных нарушений психических процессов. При изучении здорового человека К. м. чаще всего применяется для исследования закономерностей развития психических процессов в детском возрасте. В этом случае длительное («продольное») изучение ребенка сочетается со специальными психологическими пробами и тщательным опросом ребенка (такой вариант К. м. применялся, напр., Ж. Пиаже и его сотрудниками при исследовании мышления ребенка).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД
1. Общий термин для обозначения всех методов и процедуры диагностики, классификации и лечения заболеваний и других расстройств. 2. Подход к изучению психологических явлений (бессистемный, также как и нормальный), основанный на индивидуальном, интуитивном, субъективном анализе. См. клинический (3 и 4) и клинический прогноз. 3. В терминологии Пиаже – метод сбора данных, основанный на кзазиестественном общении с детьми, в ходе которого экспериментатор предлагает ребенку какой-то объект или задачу или задает вопросы. Ребенок может отвечать свободно, а экспериментатор отмечает реакции и переходит к другим задачам или задает дополнительные вопросы. Здесь термин Пиаже отражает его представление о том, что этот метод сбора данных имеет много общего с психиатрическим опросом. Отличается от клинического испытания и клинического исследования.
КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД
1. В изучении функций мозга – метод, представляющий собой посмертное, анатомо-физиологическое и биохимическое исследование мозга человека с целью обнаружения его поврежденных участков, ответственных за прижизненное нарушение у данного человека определенных психологических функций. Так понимаемый К.м. был введен французским хирургом П. Брока. 2. В научных исследованиях-общее название всех методов и процедур диагностики, классификации и лечения нервных расстройств и других заболеваний. 3. Подход к изучению психологических явлений, основанный на личном, интуитивном, субъективном анализе имеющихся о человеке данных. 4. В медицинской психологии-метод детального, разностороннего изучения причин, следствий и динамики изменений психологии и поведения человека в связи с теми или иными заболеваниями, с последующим подробным описанием всего этого. К.м. в этой его интерпретации является альтернативой статистического методу. 5. В рамках терминологии, предложенной Ж. Пиаже, К.м., означает метод сбора данных, основанный на квазиестественном взаимодействии с ребенком, при котором экспериментатор предлагает ребенку некоторый предмет или задачу или задает ему какие-либо вопросы. При этом ребенку разрешается реагировать свободно, а экспериментатору-столь же свободно интерпретировать ответы ребенка и по своему усмотрению переходить от одних заданий и вопросов к другим. Пользуясь понятием К.м., Ж. Пиаже хотел обратить внимание на то, что данный метод сбора первичной информации о человеке имеет много общего с беседой врача-психиатра в клинике с пациентом. См. психология клиническая, психология медицинская.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007