Клиническая психология сексуальности это что такое Клиническая психология сексуальности: определение — Психология.НЭС
Клиническая психиатрия Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру

Клиническая психология сексуальности

Найдено 1 определение:

Клиническая психология сексуальности

область клинической психологии, изучающая психологические механизмы развития и функционирования сексуальной функции человека в норме, патологии, а также особенности ее реализации при психических расстройствах и соматических заболеваниях. Современные исследования, относящиеся к нарушениям сексуальной функции человека, в специальной литературе на русском языке, представлены в медицинских и клинико-психологических руководствах и монографиях (Г. С. Васильченко, Н. Д. Кибрик, 1977, 1983; А. М. Свядощ, 1971, 1988; К. Имелинский, 1986; З. В. Рожановская, 1985; В. В. Кришталь, С. Р. Григорян, 2002 и др.). Расстройства сексуальной функции в них относятся к числу довольно распространенных. По данным различных исследований они встречаются у 4—9% взрослого мужского населения (Frank, Anderson, Rubenstein, 1978; Nettelbladt, Anderson, Rubenstein, 1978; Nettelbladt, Uddenlerd, 1979), в том числе и 1% у мужчин моложе 19 лет (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948). Если же учитывать не только собственно патологические случаи, требующие специального лечения, то, как отмечает Kaplan (1974), транзиторные расстройства сексуальной функции встречаются у 50% практически здоровых мужчин, а Werschub (1959) относит 90—95% случаев импотенции к функциональным расстройствам. Несмотря на то, что эти расстройства затрагивают достаточно локальную и ограниченную функцию, они воспринимаются человеком как "катастрофа", "утрата мужественности" или "постыдное расстройство, о котором никто не должен знать" (Kinsey, 1948; Kaplan, 1974). Большинство работ по патологии сексуальности посвящены сексуальным расстройствам у мужчин. Сексуальные нарушения у женщин, хотя и встречаются весьма часто (не менее, чем у 15% женщин) до настоящего времени очень мало изучены и слабо освещены (N. Michel-Wolfromm, 1965; А. М. Свядощ, 1988; Iacub, 2002). По данным исследований фригидность наблюдается у 40% женщин Франции. Из 1500 женщин, обследованных в Австрии (H. Strourzh, 1962), треть никогда не испытывала оргазм, хотя 65% из них имели половые связи с разными мужчинами. Не испытывала полового удовлетворения и треть женщин, опрошенных в Польше (H. Malevska, 1967). Из 2000 женщин, опрошенных в Германии (S. Schnabl, 1982), 44% не испытывали полового удовлетворения или испытывали его крайне редко. По A. Kinsey (1963), не испытывали оргазма 17% женщин, живущих половой жизнью не менее 5 лет; по данным З. В. Рожановской (1972) из 412 женщин, регулярно живших половой жизнью не менее 3 лет, испытывали оргазм при каждой или почти каждой половой близости 24%, часто — 31%, изредка — 27,4% и никогда — 18% женщин. При этом сохранность полового влечения наблюдалась у женщин: всегда испытывавших оргазм, в 100% случаев, иногда — в 78%, крайне редко — в 52% и среди никогда не испытывающих оргазма — лишь в 40% случаев. Биологический смысл сексуальности, как проявления репродуктивной функции, заключается в обеспечении сохранения человечества как вида; с сексуальностью, в той или иной степени, связаны основные потребности человека. Проявление сексуальности и ее нарушения затрагивают не только узкую область биологической репродукции, но и практически всю среду человеческого существования. Многочисленные факты, имеющие прямое отношение к сексуальности, разнообразно описаны в этнологии, истории, биологии, медицине, психоанализе, культурологии и других научных областях. Отечественные психологические исследования в этой области остаются крайне фрагментарными, касаются, в основном, психопатологии или патофизиологии. Теоретическая значимость для психологии изучения сексуальности связана с решением проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), предложенная для понимания закономерностей развития высших психических функций, в настоящее время распространяется и на исследование телесности, психологии эмоций (Г. М. Арина, 1991; В. К. Вилюнас, 1986; В. В. Николаева, 1991; А. Ш. Тхостов, 1991; Ю. П. Зинченко, 2003). Натуральные функции, превращаясь в собственно человеческие, прижизненно формируемые, социальные по происхождению, радикально меняются и их трансформация не безразлична как для самой функции, так и для ее возможной патологии. Трансформация биологически детерминированной функции репродукции в культурно-детерминированную человеческую сексуальность осуществляется через знаково-символическое опосредствование, нарушение которого можно рассматривать как один из центральных психологических механизмов функциональных сексуальных расстройств. Определяющим при выборе психокоррекционных методов являются особенности самосознания при функциональных сексуальных расстройствах, наблюдаемая гипертрофия функции контроля и произвольной регуляции, а также высокий уровень атрибуции ответственности, тревога ожидания и неустойчивость к фрустрации. Психокоррекция психогенных нарушений сексуальной функции обычно проводится в рамках терапии основного расстройства с привлечением различных методов (когнитивная терапия, психоанализ, поведенческая терапия и др.).
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Клиническая психология сексуальности — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использования в имеющемся опыте работы. Дается характеристика методологии и содержания их использования при изучении студентами таких дисциплин, как психофизиология, нейропсихология и патопсихология, а также раскрывается их связь с некоторыми другими дисциплинами психологической направленности.
Скачать PDF

Психологические особенности личности пациентов при различных клинических вариантах психогенных депре

Жебентяев В.А., Кирпиченко А.А., Солодков А.П.
Обследованы 119 пациентов с психогенными депрессивными расстройствами. Они разделены на 3 группы: острые расстройства адаптации, затяжные расстройства адаптации и депрессивные эпизоды. При острых расстройствах адаптации выявляются благоприятные в плане прогноза особенности личности с нерезко выраженными акцентуациями и сохраненными смысложизненными ориентациями. Особенности личности пациентов с затяжными расстройствами адаптации отличаются стойким депрессивным паттерном реагирования с выраженным ригидным защитным поведением и сниженными смысложизненными ориентациями. Особенности личности пациентов с депрессивными эпизодами характеризуются выраженной социально-психологической дезадаптацией с несколько более благоприятными прогностическими признаками, чем у пациентов с затяжными расстройствами адаптации. Выявленные особенности необходимо учитывать при планировании и реализации психотерапевтической коррекции пациентов в системе их комплексного лечения.
Скачать PDF

Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи

Алёхин Анатолий Николаевич
Скачать PDF

Влияние супервизии на профессиональный и личностный рост клинического психолога

Хоромецкий Юрий Александрович
Изложены основные результаты исследования влияния супервизии на профессиональный рост и личностные характеристики клинического психолога. Показаны изменения отдельных личностных характеристик, отражающих способность к рефлексии, адаптивность поведения, способ эмоционального реагирования, изменение стиля проводимого консультирования, динамично видоизменяющийся при прохождении супервизии. Проведена оценка взаимосвязи указанных личностных характеристик и особенностей профессиональной деятельности клинического психолога.
Скачать PDF

К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии

Залевский Г.В.
Обсуждаются две наиболее актуальные проблемы современной клинической психологии проблема ее объектного поля и предмета и проблема рамочных моделей (парадигм, исследовательских программ), а также их динамика (от органической до биопсихосоционоэтической), во многом определяющая самостоятельность клинической психологии как части психологии и ее отношение к пограничным научно-практическим дисциплинам (прежде всего психиатрии).
Скачать PDF

Технология супервизии в подготовке клинических психологов в медицинском вузе

Кравцова Наталья Александровна
Рассматривается проблема введения супервизии на преддипломном этапе подготовки клинических психологов. Показана технология проведения супервизии на факультете клинической психологии в медицинском вузе. Даны практические рекомендации по организации супервизионной работы в вузе.
Скачать PDF

Роль супервизии в формировании профессионально важных качеств клинического психолога

Чернышова Л.А.
Важнейшей задачей высшего профессионального образования является формирование специалиста, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также психологическими качествами, отвечающими требованиям профессии. В данной статье рассмотрено развитие профессионально важных качеств клинического психолога в ходе клинической супервизии как следствие формирования способности к интроспекции.
Скачать PDF

8-й Международный конгресс клинических психологов

Глозман Жанна Марковна, Зинченко Юрий Петрович
Скачать PDF

О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии

Бурлакова Наталья Семеновна
В статье исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в двух направлениях - со стороны дальнейшего анализа способов и средств опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. Доказывается необходимость изучения знания в клинической психологии в контексте культурно-исторического опыта его формирования. Показывается, что анализ культурно-исторических условий развития данного знания, его границ, функций и определенного исторического смысла способствует более глубокому пониманию психологической клиники и психотерапии.
Скачать PDF

Принципы доказательной медицины в клинической психологии: современный подход к принятию объективных

Новохацки Анастасия Васильевна
Приводится анализ использования принципов и инструментария доказательной медицины с возможностью их применения в клинической психологии. Описаны исторические предпосылки возникновения и основные принципы доказательной медицины как нового подхода к решению клинических задач в области психического здоровья.
Скачать PDF

Клинические (экспертные) методы психологической диагностики в профессиональном отборе сотрудников пр

Беребин Михаил Алексеевич., Кондратенков Сергей Николаевич
Рассмотрены клинико-психологические и нормативные аспекты проблемы психологической диагностики специальной профессиональной годности при отборе кандидатов на службу в подразделения специального назначения правоохранительных органов. Проанализированы особенности применения экспертного метода и феноменологического подхода в целях психодиагностики при профессиональном отборе. Описаны пример решения задачи профессионального отбора сотрудников в подразделения спецназа на материале исследования по методике СМИЛ кандидатов с выявленными экспертным методом характеристиками «бойцовского характера». Выполнен психологический анализ синклинности оценочных шкал и снижением на Mf при очевидном «пике» на шкале Ма и «конверсионной V» на шкалах невротического регистра при вариативности изолированных подъемов либо по шкале Ну, либо по шкале Pd. С помощью компьютерной программы «ТЕZAL-2» выполнена реконструкция психологических черт личности с «бойцовским характером» в системе 16 личностных факторов по Р. Кеттеллу и получен профиль с преобладанием факторов (+В) «Абстрактный интеллект (логическое мышление и внимание», (+С) «Сила Эго (эмоциональная устойчивость, воля, сила ЦНС», (+Е) «Доминантность (лидерство и упрямство)»; (+Q3) «Самоконтроль (планомерность и самодисциплина)».
Скачать PDF

О подготовке по специальности «Клиническая психология» в вузах Уральского региона

Батурин Николай Алексеевич, Беребин Михаил Алексеевич
Скачать PDF

Похожие термины: