Клиническая оценка

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Клиническая оценка
clinical assessment) – процесс, в результате которого клиницисты приобретают знания, необходимые для принятия обоснованных решений относительно пациента (Шульдберг, Корчин, 2005). Существует несколько моделей клинической оценки. 1. Психодиагностика – использует ряд оценочных процедур, включающих как проективные методики, так и более объективные и стандартизированные тесты, дающие информацию о различных сферах психологического функционирования на сознательном и бессознательном уровне; 2. Психометрическая модель – в первую очередь используются и особенно ценятся объективные измерительные инструменты , позволяющие сравнивать индивидов по эмпирически определенным личностным параметрам. Роль суждений и дедукции эксперта минимизирована. 3. Поведенческая модель – сфокусирована на измерении наблюдаемого поведения, в особенности проблемного, а также контекста, в котором оно имеет место. 4. Психиатрическая модель - основана на данных клинико-психопатологического исследования, в том числе и на наблюдениях за естественным поведением пациента и его поведением в ходе непосредственного общения с врачом-психиатром. Важную роль, помимо того, играют данные объективных методов исследования (КТ, JMRT, ЭЭГ, биохимическое исследование и мн. др.), имеющие решающее значение для суждений об этиологии и патогенезе психического расстройства. Тестированию отводится вспомогательная роль.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Клиническая оценка
clinical assessment) К. о. - это процесс, в результате к-рого клиницисты приобретают знания, необходимые для принятия обоснованных решений относительно пациента. Тип информ., получаемой в этом процессе, зависит от подхода эксперта и используемых инструментов. Целью обычно является описание и прогноз для планирования, проведения и оценивания терапевтических вмешательств и прогнозирования последующего поведения. К. о. может применяться для получения знаний о функционировании какой-то одной сферы (напр., когнитивных процессов, соц. навыков, эмоций), для каталогизации типа и обстоятельств специфического поведения (напр., симптоматического поведения), составления комплексной характеристики или модели конкретного чел. либо отнесения клиента к какой-то диагностической категории. Может использоваться любое количество методик К. о., по отдельности или в комбинации, в зависимости от теорет. ориентации клинициста и вопросов, на к-рые он ищет ответы. Обычно используются интервью (беседы), наблюдения и тесты. Типичная батарея тестов может включать объективный тест когнитивного функционирования, объективный личностный опросник, проективный тест и тест для оценки психомоторного функционирования. Если К. о. подлежит ребенок, используются различные игровые ситуации. Три модели клинической оценки Психодиагностика Возможно, психодиагностике, доминирующей модели К. о. с середины 40-х гг., больше бы подошло название психодинамической или персонологической оценки. Психодиагностика использует ряд оценочных процедур, включающих как проективные методики, так и более объективные и стандартизованные тесты, дающие информ. о различных сферах психол. функционирования на сознательном и бессознательном уровнях. Целью яв-ся описание индивидуума скорее не в нормативном, а в персонологическом аспекте. Хотя здесь может использоваться и психиатрический диагноз, первичная цель - как можно более полное, многостороннее и многоуровневое описание конкретного индивидуума. Психодиагностическая модель подчеркивает роль клинического суждения и дедукции в орг-ции и концептуализации поставленных вопросов и в использовании подходящих методик, а тж в интеграции разнообразных данных. Приверженцы психометрической модели критикуют субъективизм, недостаточную надежность и валидность тестов (в особенности проективных), предпочитаемых психодиагностами. Кроме того, они поднимают вопрос о возможности синтезирования оценочных данных клиницистами. Другие критиковали психодиагностическую модель за чрезмерное внимание, уделяемое интрапсихическим процессам. Психометрическая модель Альтернативная модель К. о. может быть обозначена как психометрическая. Хотя стандартизованные тесты используются и клиницистами различных направлений, в психометрической традиции они особенно ценятся как объективные измерительные инструменты, позволяющие сравнить индивидуумов по эмпирически определенным личностным параметрам. Ясным, структурированным заданиям (пунктам) отдается предпочтение перед менее структурированными стимулами проективных методик; надежность и валидность тестов имеют решающее значение. Роль суждения и дедукции эксперта минимизирована. Приверженцы этой модели полагают, что тестовые данные имеют абсолютную ценность и не требуют интерпретации опытным клиницистом. В этом расхождение между психометрической и психодиагностической традициями. Сущность спора между "клиническим и статистическим прогнозом" заключается в нерешенности вопроса о том, будет ли поведение лучше предсказываться путем объединения объективных тестовых данных в эмпирически выведенные уравнения прогноза или же клиницист способен лучше объединять такие данные и делать предсказания более субъективными методами. Поведенческая модель Поведенческая К. о. сфокусирована на измерении наблюдаемого поведения, в особенности проблемного, а тж контекста, в к-ром оно имеет место. Поведенческая К. о. нацелена на обнаружение того, что люди делают, когда, где и при каких обстоятельствах. Это контрастирует с поиском глубинных причин поведения, т. е. выяснением того, почему люди ведут себя определенным образом, или с попытками классифицировать людей по определенным диагностическим группам. Диспозиционные конструкты, такие как черты личности или особенности психодинамики, считаются несуществующими или несущественными для прогнозирования и модификации поведения. Подчеркивается ценность тех данных, к-рые важны непосредственно для планирования и оценивания лечения. Сегодня поведенческая К. о. использует наблюдения в естественных, затруднительных и игровых ситуациях; оцениваются тж самоотчеты испытуемого о поведении с помощью личностных опросников и клинических интервью (бесед). С появлением и развитием когнитивно-поведенческих подходов к оценке повышается интерес не только к тому, что клиенты делают и говорят о своем поведении, но тж и к таким феноменам, как их чувства, мысли, цели, внутренние образы и диалоги. Критика и тенденции Интерес к К. о. существенно спал, и все чаще раздается критика в ее адрес. Диагностическое тестирование отождествлялось с навешиванием психиатрических ярлыков и критиковалось как пример проявления концепций и ролевых отношений "серединной модели" ("medial model"). Эту модель сочли ненадежной и бесполезной, если не вредной. Другие обвиняли тесты в том, что они вторгаются в личную жизнь, принуждают к проявлению конформности и лишают благоприятных возможностей граждан, не входящих в осн. состав населения. Меньшая часть психологов критиковала тесты, разработанные и стандартизованные на популяциях белого, принадлежащего преим. к среднему классу населения - и часто интерпретируемые клиницистами из тех же групп - как необъективно оценивающие представителей меньшинств в рабочих, учеб. и клинических ситуациях. Так, клиенты, различающиеся между собой по расе, а тж по соц. классу, полу и образу жизни, могут расцениваться как более нездоровые и менее доступные воздействию вербальной, инсайт-ориентированной терапии. Эта критика привела к растущей тенденции оценивать не только слабые, но и сильные стороны, а тж к разработке норм и инструментов, соотв. культуре. Несмотря на эту критику, складывается впечатление, что тестирование не сдает своих достаточно прочных позиций. В целом изменения в этой области идут по различным направлениям. Среди важных тенденций можно назвать разработку методик, в большей мере ориентированных на конкретные специфические вопросы значимости для терапии; улучшение измерительных характеристик оценочных инструментов всех типов; больший упор на низший уровень интерпретаций результатов теста, к-рые (интерпретации) сохраняют тесную связь с полученными данными; больший учет ситуационных, интерперсональных и средовых факторов, имеющих отношение к детерминации поведения, и, в то же время, повышение внимания к собственным взглядам индивидуума на его характер, проблемы и ситуацию. Поскольку методов психол. лечения становится все больше, все большее количество методик К. о. имеет целью подбор адекватных форм лечения для определенных групп клиентов. Они тж ценны для определения эффективности терапии. При росте и усложнении сегмента населения, нуждающегося в психол. помощи, оплате лечения третьими лицами и необходимости отчета в успешности лечения клиницисты должны быть готовы к оценке полезности вмешательства как в группах больных, так и относительно отдельных индивидуумов. Процедуры К. о. продолжают вносить свой вклад в научные исслед. Они могут обеспечивать меры независимых и зависимых переменных, а тж быть полезными для установления критериальных групп (напр., пациентов с биполярным аффективным расстройством) в исслед., к примеру, биохимических, психофизиологических или когнитивных процессов. Наконец, процедуры К. о. полезны при подготовке психологов. Они остаются одним из лучших способов изучения структуры и функционирования личности и повышения точности суждений клиницистов. См. также Измерение аттитюдов, Клинический прогноз в сравнении со статистическим, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Измерение, Бланковые (типа "карандаш-бумага") тесты интеллекта, Опросники, Тестирование и законодательство Д. Шульдберг, Ш. Корчин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
340.61 кб

Клиническая оценка нарушений сознания

А. Н. Ховдаш
В статье представлен обзор современных взглядов на методику оценки уровня нарушения сознания, подробно рассмотрены нейрофизиологические аспекты этой проблемы.
Читать PDF
1.09 мб

Клиническая оценка костной массы у детей

Щеплягина Л. А., Моисеева Т. Ю., Круглова И. В.
Цель. Дать клиническую оценку основных показателей костной массы у практически здоровых детей, проживающих в Москве и Московской области. Материал и методы.
Читать PDF
437.04 кб

Клиническая оценка эндогерметика Акросил

Кажмарек У.
Читать PDF
756.80 кб

Социологическая оценка клинической практики

А.А. Аканов, М.А. Камалиев, А.М. Ауезова
Разработка теоретических и методических подходов к формированию механизма защиты экономических и правовых интересов лиц, оказывающих медицинскую помощь является предметом дискуссии ученых во всем мире.
Читать PDF
3.54 мб

Социологическая оценка клинической практики

А.А. Аканов, М.А. Камалиев, А.М. Ауезова
Читать PDF
766.41 кб

Клиническая оценка спеллинга у больных эпилепсией

Токарева Наталья Геннадьевна, Железнова Елена Валерьевна
Проведено клинико-психологичекое исследование особенностей правописания и письма у больных эпилепсией с учетом лексико-семантических и сублексических путей правописания.
Читать PDF
223.18 кб

Оценка силы дыхательных мышц в клинической практике

Авдеев Сергей Николаевич
Читать PDF
190.90 кб

Оценка агрегации тромбоцитов в клинической практике

Мирзаев Карин Бадавиевич, Андреев Денис Анатольевич, Сычев Дмитрий Алексеевич
Одним из направлений персонализированной медицины является оценка функции тромбоцитов с последующей модификацией схемы приема антитромбоцитарных препаратов.
Читать PDF
378.32 кб

Клиническая оценка эффективности лечения острой боли

Костина И. Н.
Читать PDF
233.25 кб

Клиническая оценка видеоаналитического профиля ходьбы

Лихачев Сергей Алексеевич, Лукашевич В. А.
Нами предлагается система диагностики постуральных нарушений, выявляемых во фронтальной плоскости посредством аппаратнoпрограммного комплекса видеоанализа движений, с выделением видеоаналитического профиля голеностопных суставов.
Читать PDF
34.96 кб

Клиническая шкала оценки недоношенного новорожденного

Буштырев В. А., Задириева С. В., Оборотова И. Н., Абрамова М. В.
Читать PDF
810.51 кб

Оценка исходов пациентами в клинических исследованиях

Леонова Марина Васильевна
Представлен обзор по использованию исходов лечения, оцениваемых пациентами patient-reported outcomes PRO) в клинических исследованиях: концепция и содержание PRO, методология включения PRO в клинические исследования, этапы создани
Читать PDF
1.83 мб

Клиническая оценка качества реставраций в боковых зубах

Ярова С. П., Попов Р. В.
В роботі приведені безпосередні результати клінічних досліджень якості фотокомпозитних та склоіономірних реставрацій в порожнинах I та V класів за Блеком бічних зубів за критеріями USPHS Ryge, а також проведена оцінка виникнення п
Читать PDF
91.13 кб

Формативная оценка клинических навыков студентов в OSCE

Оюунгоо Б. , Цэрэндагва Д. , Солонго Б. , Сумбэрзул Н. , Лхагвасурэн Ц.
Целью исследования является изучение некоторых факторов, которые способствуют результатам экзаменов по проверке клинических навыков. В данном исследовании был использован мгновенный дискриптивный метод.
Читать PDF
90.98 кб

Новый способ клинической оценки гемоглобинового спектра

Кривенцев Юрий Алексеевич, Бисалиева Рината Альбкалиевна, Ишмамедова Лия Маратовна, Носков Андрей Игоревич, Рамазанов Магомед Валединович