КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ

С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Каждый из них представляет собой способ лечебного воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм. Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего это проявляется в различных классификациях.

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы:

1) динамическое (психодинамическое, психоаналитическое) (см. Динамическое направление в психотерапии),

2) бихевиористское (см. Поведенческая психотерапия) и

3) гуманистическое (см. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии).

В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии - о личности), о патологии (в психотерапии - о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого представление о задачах и способах лечения. Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз - как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии - осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз - как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа "Я", и возможностей для самоактуализации личности.

Разработка и применение нового, более широкого психотехнического арсенала определяют специфику и относительную самостоятельность позитивной психотерапии в рамках гуманистического направления, но отнюдь не выводят за его пределы, точно так же как когнитивная психотерапия, использующая технические приемы, отличные от классического и оперантного обусловливания, но теоретически рассматривающая когнитивные структуры как "промежуточные переменные", находится в русле поведенческой традиции.

В рамках каждого из указанных психотерапевтических направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них (Karasu Т. В., 1977), замаскировать производный их характер по отношению к основным направлениям в психотерапии и уже существующим в них методам. Это во многом объясняется тем, как замечает Шкода (Skoda С.), что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии.

Александрович (Aleksandrowicz J. W., 1979) сделал попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии: 1) методы психотерапии как конкретные методические приемы и техники (гипноз, релаксация, беседа, дискуссия, психогимнастика и др.); 2) методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.); 3) методы психотерапии в значении инструмента психотерапевтического воздействия (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии); 4) методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение, межличностное взаимодействие).

Представляется, что собственно понятию "метод" соответствует 1-й уровень - это методы как конкретные техники и приемы; 2-й уровень - отражает виды психотерапии (на основании условий, в которых она протекает); 3-й уровень - формы психотерапии (на основании инструментов психотерапевтических воздействий) и 4-й уровень - теоретические направления.

Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Волберг (Wolberg L. R.) различает 3 типа психотерапии: 1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Приведем также ряд других принципов, используемых при группировке методов психотерапии.

Граве (Grawe K.) отмечает: поскольку психотерапия направлена на преодоление проблем пациента, то естественно, что с помощью одних методов психотерапевт стремится понять проблемы пациента и активно их преодолевать. При этом он не ищет скрытой мотивации и не придает проблемам иного значения, нежели сам пациент, а смотрит на них как на трудности, которые пациент без помощи не может преодолеть. При использовании другой группы методов психотерапевт не помогает преодолевать проблемы (например, при клиент-центрированной психотерапии), а способствует лучшему пониманию пациентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений. Если в первом случае психотерапия является помощью в преодолении проблем, то во втором - помощью в лучшем понимании себя. Граве, основываясь на метаанализе существующих данных по эффективности психотерапии, полагает, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов.

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомоцентрированные, личностноцентрированные и социоцентрированные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтический эффект.

Учитывая, что в настоящее время возрастает значение искусства в жизни современного человека - более высокий уровень образования, культуры, повышение престижности искусства в обществе, - существуют многочисленные методы, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии: а) общения с искусством (музыкотерапия, библиотерапия и др.), б) творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др.), в) природы (натурпсихотерапия и др.).

Увеличение числа методов психотерапии, в последнее время приведшее к усилению интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту - человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных делений.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психотерапевтический очерк методологии психотерапии

Динабург Светлана Роальдовна
Представлена саморефлексия психотерапии в отношении невротического аутодиагноза. С культурологических и психотерапевтических позиций анализируются методологические отклики на состояние хаоса в психотерапии и пути его преодоления. Рассматривается возможность построения психотерапевтической компаративистики на основе психотехнической системы, герменевтического подхода, культуры обращения со смысловыми пространствами символического.
Скачать PDF

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии. Соединение в психологическом образовании культурно-исторического подхода с методологией супервизии (понятой также культурно-исторически) может способствовать повышению качества и эффективности клинико-психологического образования.
Скачать PDF

Методологические и методические принципы преподавания психотерапии клиническим психологам

Кулаков Сергей Александрович
В преподавании психотерапии клиническим психологам сделан акцент на полипрагматических, синтетических, транстеоретических, мультимодальных тенденциях в понимании психотерапии. Приведенные алгоритмы построения психотерапевтического диагноза позволяют будущему специалисту осуществить как планирование психотерапии, так и минимизацию ошибок при проведении психотерапевтических вмешательств.
Скачать PDF

Использование психотерапевтических методов для коррекции функционального состояния

П.В. Акентьев
Скачать PDF

Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в работе с осужденными

Ермасов Евгений
Скачать PDF

Возможности методов когнитивно- поведенческой психотерапии в изменении внутренней картины болезни у

Солодухин А.В., Серый А.В., Яницкий М.С., Трубникова О.А.
В обзорной статье представлены данные об особенностях внутренней картины болезни (ВКБ) пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС). Рассмотрены основные подходы к классификации ВКБ, особенности ее формирования в ситуации кардиологического заболевания, представлены данные экспериментальных исследований. В статье обращается внимание на взаимосвязь между ВКБ, психоэмоциональным состоянием и поведенческими особенностями пациентов с ИБС. Показан механизм формирования дезадаптивных вариантов ВКБ под влиянием кардиогенных жизнеопасных состояний. Рассмотрены факторы, отрицательно влияющие на формирование гармоничного типа отношения к болезни. Для психотерапевтической работы с ВКБ пациентов предложены методы когнитивно-поведенческой психотерапии, которые успешно применяются при лечении неврозов, фобий, депрессий и иных психических и поведенческих нарушений, но до сих пор имеют крайне ограниченное применение в кардиологической практике. Изложено подробное описание техник, направленных на психокоррекцию дезадаптивных вариантов ВКБ. Информация, представленная в обзорной статье, может быть полезной врачам и клиническим психологам для проведения диагностической, психотерапевтической и профилактической работы с пациентами с ИБС.Here we review the data on internal picture of the disease (IPD) phenomenon and its features in patients with coronary artery disease (CAD). We describe the recent classification of IPD and the data of latest experimental studies. We then analyze the interrelations between IPD, psychosocial and behavioral status. In particular, non-adaptive IPD may occur under the cardiogenic life-threatening conditions. Furthermore, we suggest cognitive behavioral therapy as a promising option for the treatment of IPD, with a detailed description of specific techniques.
Скачать PDF

Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапи

Серый Андрей Викторович, Яницкий Михаил Сергеевич, Солодухин Антон Витальевич, Трубникова Ольга Александровна
Описываются методологические основания выбора психокоррекционных и психотерапевтических методик для работы с пациентами кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования. Исследованы и описаны особенности когнитивно-эмоциональной сферы пациентов с нарушениями по типу «лобного» синдрома. С учетом нейропсихологической симптоматики и специфики эмоционально-волевой сферы данной категории пациентов предложен комплекс методик, базирующийся на техниках и приемах когнитивно-бихевиорального подхода психотерапии и методах программированного обучения больных с «лобным» синдромом Л.С. Цветковой и восстановления планирования речевого высказывания М.К. Шохор-Троцкой. В предлагаемом комплексе выделено три блока по формированию и закреплению определенных психологических навыков: рационально-поведенческий, прогностический, когнитивно-коммуникативный.
Скачать PDF

Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся

Курышева Ирина Владимировна
В статье осуществлена попытка классифицировать основные виды интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся.
Скачать PDF

Классификация и анализ методов программно-аппаратной поддержки процедур тренинга эмоционального само

Чернухин Юрий Викторович, Унакафов Антон Михайлович
На основе построенной классификации существующих методов программно-аппаратной поддержки процессов тренинга эмоционального самоконтроля человека проведен их анализ. Вводятся понятия неадаптивных, адаптивных, интеллектуальных, пассивных и активных методов поддержки тренинга, рассматриваются основные тенденции в развитии этих направлений. Обсуждаются вопросы разработки и синтеза интеллектуальных методов поддержки тренинга эмоционального самоконтроля.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖАs

Калюжный А.А.
Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: