Клапаред Эдуард

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КЛАПАРЕД ЭДУАРД
24.04.1873, Женева – 29.10.1940) — швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.–Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

КЛАПАРЕД ЭДУАРД
(Claparede Eduard) (1873-1940)-швейцарский психолог, представитель и продолжатель французской школы психологии. Специалист в области детской психологии. Разработал получившую известность теорию детской игры. Поддерживал идею Г. Холла о создании комплексной науки о ребенке-педологии, но отрицал биогенетический закон. По его мнению, известное сходство между филои онтогенезом существует и проявляется не потому, что в психике ребенка изначально заложены древние инстинкты и стадии развития, через которые ребенок обязательно должен пройти в онтогенезе (как это предполагает теория рекапитуляции), а потому, что существует общая логика развития психики в филогенезе и в онтогенезе. Именно она и определяет сходство этих процессов, которые отнюдь не являются тождественными. Поэтому не существует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внешние факторы (в том числе обучение) могут изменить его ход, ускорить или замедлить, и даже частично поменять его направление. К.Э. открыл одно из основных свойств детского мышления, которое проявляется в нерасчлененности, слитности детских представлений-синкретизм, на который впоследствии ссылались Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. (У К.Э. в свое время учился Ж. Пиаже.)
Соч.:Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб., 1911; Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы. М., 1925. См. игра, синкретизм, Французская психологическая школа.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Клапаред Эдуард
(1873–1940) – швейцарский психолог, основатель Педагогического института имени Руссо в Женеве, ставшего международным центром исследований в области детской психологии, который впоследствии возглавлял его ученик Ж. Пиаже. Отрицая теорию рекапитуляции (повторения) филогенеза, К. подчеркивал общую логику развития психики в фило и онтогенезе, хотя высшие законы могут изменить направление психического развития. К. выделил три области исследований в детской психологии: теоретическую (законы и этапы развития), практическую в виде психогностики (диагностики) и психотехники (технологии обучения и коррекции). К. развил идею о саморазвертывании врожденных задатков, чему способствует игра и подражание. Выделял игры интеллектуальные и аффективные (развивающие чувства). Центральное место в работах К. занимает проблема мышления как главного показателя психики. Отсюда его стадии психического развития ребенка: 1) 0–2 г. – развитие восприятия и интерес к вещам. 2) 2–3 г. – развитие речи и интерес к слову. 3) 3–7 лет – развитие мышления и общие умственные интересы. 4) 7–12 лет – развитие индивидуальных склонностей и интересов. К. впервые отметил синкретизм детского мышления, развитие от схватывания внешних черт, нерасчлененности образа к пониманию предназначения, к понятию (от слитности к расчлененности, – как впоследствии сформулировал Л.С.Выготский). Осн. работы: «Психология ребенка и экспериментальная педагогика». – СПб., 1911; «Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы». – М., 1925.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002