КИНЕСИКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Кинесика
наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

КИНЕСИКА
научная дисциплина, занимающаяся изучением значимости телодвижений, жестов и поз тела, см. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

КИНЕСИКА
kinesics, от греч. kinesis - движение) - раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается амер. антрополог Рэй Ли Берд-вистелл (Birdwhistell). По аналогии с фонемами и морфемами, в К. выделяются такие единицы, как кинемы и кинеморфы. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КИНЕСИКА
от греч. kinesis - движение] - 1) наука, изучающая всю совокупность телодвижений - выразительных жестов, участвующих в человеческом общении, за исключением движений речевого аппарата; 2) совокупность кинем (во 2) знач.) - значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

КИНЕСИКА
область исследования движений тела и их коммуникативной функции. В К. выделяются «кинемы», которые выступают в качестве аналога речевых «фонем» в вербальном общении (в устной речи). Кинемы-это комплексы движений, которые трактуются как концептуальные категории, так как всевозможные вариации внутри них значения не имеют. Комбинации кинем образуют «кинемографы», которые, в свою очередь, рассматриваются как аналоги морфем в языке. См. морфема.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КИНЕСИКА
КІНЕСІКА / KINESICS (также используется понятие «невербальное общение»)– совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата). К ним относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. Ряд телодвижений имеет биологическю обусловленность и целесообразность, другие же являются социально и культурно обусловленными. По аналогии с фонемами и морфемами в К. выделяют такие единицы, как кинемы и кинеморфы. Впервые проблема невербальной коммуникации появляется в работе Ч. Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных» в 1872 г. Понятие К. введено Р. Бердвистелом в 1952 г. в работе «Введение в кинесику» и позднее обобщено в работе «Кинесика и контекст». В отечественной психологии в XX в. вопросы К. в контексте восприятия человека человеком изучались в школе А. А. Бодалева.
Функционально элементы К. могут быть разделены на группы:
– эмблемы– движения или жесты тела, которые непосредственно переводимы в слово или фразу;
– иллюстраторы– жесты, сопровождающие или усиливающие вербальные сообщения;
– указатели– жесты, акцентирующие или подчеркивающие слова или фразы;
– идеографы– жесты, позволяющие отследить причинно-следственную связь сообщения;
– движения действия– указывают на реальный объект в пространстве;
– кинетографы– изображают движение тела;
– пространственные движения– выделяют пространственное соотношение;
– пиктограммы– рисуют картинку, относящуюся к объекту реплики;
– ритмические движения– настраивают ритм сообщения или ритм события;
– аффективные движения– показывают эмоции;
– регуляторы– контроль потока и темпа коммуникации;
– манипуляторы– высвобождение физического или эмоционального напряжения.
Функциональное назначение и смысл К. имеет культурную обусловленность, что предпопределяет появление коммуникативных барьеров, непонимание в невербальной сфере общения у представителей разных культур. Тем не менее общая биологическая основа движений, в том числе и коммуникативных, делает К. одновременно эффективным средством межкультурной коммуникации. В лингвистике К. рассматривается как один из типов культуремы, проявляющей специфические черты этнической и региональной идентичности, выступает в качестве эффективеного поликодового механизма межкультурной коммуникации. И. В. Гайдамашко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
451.45 кб

Психоаналитические аспекты кинесики и роль визуальных топосов в методологии искусствознания конца XI

Лиманская Людмила Юрьевна
В статье прослеживается интерес исследователей истории искусства к довербальной коммуникативной функции кинесики, ее связи с коллективным бессознательным и культурным архетипом.