КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
1818-1865) - русский историк и публицист, руководитель отделения этнографии Русского Географического общества. Он считал, что этнические (в том числе и психологические) характеристики народов необходимо изучать по памятникам старины, верованиям, обычаям и традициям. Ряд выдвинутых К. положений намного опередил свое время. Они были высказаны много раньше взглядов В. Вундта (см.), М. Лацаруса (см.) и X. Штейнта-ля (см.), положивших свои идеи в основу теории "психологии народов" (см.). При этом он не признавал важности сравнительного метода изучения. К. решительно возражал против того, чтобы объяснять заимствованием сходство русских обычаев с параллельными явлениями у евреев, греков, индусов или других народов. По его мнению, объяснять русские обычаи надо исходя из истории самого русского народа. Сходное - считал он, - вовсе не означает заимствованное.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Соч.:Задачи психологии. СПб., 1892.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(1828—1885) — русский историк, правовед и философ. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1835—1839). После защиты в 1844 г. магистерской дис. был оставлен при кафедре истории русского законодательства Московского ун-та. В 1848 г. переехал в Петербург. Профессор гражданского права и философии права Петербургского ун-та (1857—1861). В 60-е гг. XIX в. разделял позиции позитивизма. Считал, что цель цивилизации — в умственном и нравственном развитии отдельной личности. В 1870—1880-е гг. большое внимание уделял проблемам психологии и этики. Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись не на почве физиологии, а путем анализа его воплощении в творениях культуры (Задачи психологии, 1872). Концентрированным выражением сущности психического считал произвольность и потому не подвластность его проявлений естественнонаучному объяснению и принципу детерминизма. Телесные действия человека подпадают под законы материального мира после того, как сформированы волей. Сознание противостоит материи и по своей сущности, и по познаваемости, но его изучение должно вестись эмпирическими методами. Выступление К. по проблемам психологии вызвало в русском обществе бурную дискуссию о путях объяснения психических явлений, в которую были вовлечены не только специалисты-ученые, но и широкие круги интеллигенции. Поскольку К. отвергал рефлекторный принцип в исследовании сознания и воли и отстаивал субъективный метод, с критикой в его адрес выступил И. М. Сеченов, обосновавший свою программу разработки психологии как позитивной науки. К. автор многих трудов по истории, этике, философии, психологии, собранных в Собрании сочинений, тт. 1-4, СПб., 1897— 1900. Отдельные близкие психологии издания: Задачи психологии, СПб., 1872; Задачи этики, СПб., 1985; Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре, М., 1989. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005