КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
1818-1885) - рос. юрист, историк и публицист, профессор Московского и Санкт-Петербургского ун-тов (до 1862); известен и как автор работ по психологии и этике: "Задачи психологии" (2-е изд., 1883), "Задачи этики" (2-е изд., 1887). Полемизировал с И. М. Сеченовым, отстаивая самостоятельность психологии как науки, которую считал ключом ко всем областям знания, центром челове-кознания. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич

1818-1865) - русский историк и публицист, руководитель отделения этнографии Русского Географического общества. Он считал, что этнические (в том числе и психологические) характеристики народов необходимо изучать по памятникам старины, верованиям, обычаям и традициям. Ряд выдвинутых К. положений намного опередил свое время. Они были высказаны много раньше взглядов В. Вундта (см.), М. Лацаруса (см.) и X. Штейнта-ля (см.), положивших свои идеи в основу теории "психологии народов" (см.). При этом он не признавал важности сравнительного метода изучения. К. решительно возражал против того, чтобы объяснять заимствованием сходство русских обычаев с параллельными явлениями у евреев, греков, индусов или других народов. По его мнению, объяснять русские обычаи надо исходя из истории самого русского народа. Сходное - считал он, - вовсе не означает заимствованное.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
(1818-1885)-отечественный ученый, юрист, философ, психолог, который в 40—60-е гг. XIX в. вместе с И.М. Сеченовым закладывал основы российской психологической науки. Программа ее разработка, предложенная К.К.Д., существенно отличалась от программы разработки психологии И.М. Сеченова и была ориентирована на идеалистическую философию. Одной из центральных тем в собственных научных исследованиях К.К.Д. была тема личности и ее нравственности. На первый план в размышлениях автора над проблемами личности выдвигалась идея ее самоценности, свободы и независимости от давления общества. Роль психологии как науки К.К.Д. видел в том, чтобы дать обществу знания о психических явлениях и законах, о «деятельности души», использовав эти знания для развития нравственного начала в человеке. К.К.Д. не отрицал принципиальной возможности использования физиологических знаний для разработки проблем психологии, но считал, что эти знания применимы для понимания далеко не всех вопросов психологии. Такие проблемы, как воля, сознательность, идеальность, не могут быть решены естественно-научным путем. Утверждая (в противовес И.М. Сеченову), что психику нельзя свести к физиологии, К.К.Д. доказывал, что психическое в личности не может подчиняться материальным законам, детерминизму, отрицающему свободу воли человека. Работы К.К.Д., посвященные психологии личности, предвосхитили появление и развитие в середине ХХ в. гуманистической психологии личности.
Соч.:Задачи психологии. СПб., 1892.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич

(1828—1885) — русский историк, правовед и философ. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1835—1839). После защиты в 1844 г. магистерской дис. был оставлен при кафедре истории русского законодательства Московского ун-та. В 1848 г. переехал в Петербург. Профессор гражданского права и философии права Петербургского ун-та (1857—1861). В 60-е гг. XIX в. разделял позиции позитивизма. Считал, что цель цивилизации — в умственном и нравственном развитии отдельной личности. В 1870—1880-е гг. большое внимание уделял проблемам психологии и этики. Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись не на почве физиологии, а путем анализа его воплощении в творениях культуры (Задачи психологии, 1872). Концентрированным выражением сущности психического считал произвольность и потому не подвластность его проявлений естественнонаучному объяснению и принципу детерминизма. Телесные действия человека подпадают под законы материального мира после того, как сформированы волей. Сознание противостоит материи и по своей сущности, и по познаваемости, но его изучение должно вестись эмпирическими методами. Выступление К. по проблемам психологии вызвало в русском обществе бурную дискуссию о путях объяснения психических явлений, в которую были вовлечены не только специалисты-ученые, но и широкие круги интеллигенции. Поскольку К. отвергал рефлекторный принцип в исследовании сознания и воли и отстаивал субъективный метод, с критикой в его адрес выступил И. М. Сеченов, обосновавший свою программу разработки психологии как позитивной науки. К. автор многих трудов по истории, этике, философии, психологии, собранных в Собрании сочинений, тт. 1-4, СПб., 1897— 1900. Отдельные близкие психологии издания: Задачи психологии, СПб., 1872; Задачи этики, СПб., 1985; Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре, М., 1989. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005