Категории Сатир КАТЕГОРИИ, ОЦЕНКА

Категории этики

Найдено 1 определение:

Категории этики

греч. каtegoria - категория) - осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести и некоторые др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий, в которой каждая К. э. определялась бы через другие, более общие. При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, др.— понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между К. э. не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (деонтология).. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали. Основные стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, каждая из которых, в свою очередь, охватывает множество других понятий. Причем, поскольку эти три стороны морали находятся между собой в тесном единстве, некоторые этические понятия относятся одновременно ко всем этим категориям, т. е. отражают все стороны морали. К примеру, понятие моральной нормы отображает одновременно один из видов моральных представлений общества, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих основных понятиях отражает некоторые узловые элементы моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди К. э. (например, понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.). Это не значит, однако, что в данные понятия этическая теория и обыденное моральное сознание вкладывают одинаковое содержание. Например, понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определенный вид отношения человека к обществу, а во втором — представлением о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали. Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда что-либо предписывает и оценивает. В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в котором выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено. Научная строгость требует проводить разграничение между К. э. как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя грани здесь не абсолютны. К. э. и формы морального сознания перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. К. э. постоянно развиваются и обогащаются новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

Оцените определение:

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики

Вагнер Ирина Владимировна
Раскрыты сущность и значение экологического опыта ребенка как основы его экологической культуры. Показана тревожная тенденция роста негативного экологического опыта, искажающая субъек тивные представления ребенка об экологическом благополучии. Решению проблемы должно способство вать гуманитарное экологическое образование.
Скачать PDF

Экспериментальная апробация структурно-функциональной модели становления профессиональной этики спец

Сафронова Елена Юрьевна
Проблему становления профессиональной этики медицинских работников автор решает через структурно-функциональное моделирование специфического процесса, обусловливающее основные предпосылки к реализации системы психолого-педагогических воздействий, программно-содержательное и научно-методическое обеспечение, систему диагностики. Описана апробация авторской модели и ее результаты.
Скачать PDF

Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики

Посохова Светлана Тимофеевна
Психологическая диагностика рассматривается как особая область познания психологии человека, обладающая большой социальной и научной ценностью. Анализируется эволюция психодиагностических идей. Определяются содержание и принципы современной психодиагностики. Этика признается ключевой составляющей психодиагностики. Обосновывается важность этических принципов в практической деятельности психолога-диагноста
Скачать PDF

Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения

Богомолова Мария Николаевна, Сейранов Сергей Германович, Юрьев Юрий Николаевич
Статья посвящена основным аспектам деловой этики, ее влияния на общение в коллективе, общение руководителя и его коллектива, их взаимоотношений, этическим вопросам в сфере делового общения.
Скачать PDF

Влияние этики на профессиональную деятельность

Корецкая Ирина Александровна, Манухина Светлана Юрьевна
В настоящий момент становится очевидным факт, что на профессиональную деятельность помимо навыков, умений и знаний влияют этические воззрения субъекта. Человек принимает решения, основываясь на своем мировоззрении. Важным механизмом саморегуляции человека является совесть. Формирующее влияние на профессиональную этику человека помимо его собственных этических представлений оказывают этика профессии и корпоративная этика организации, в которой человек работает.
Скачать PDF

Аксиологический компонент профессиональной этики и профилактика девиантного поведения молодежи

Назарова Юлия Владимировна, Смелова Маргарита Владиславовна
В статье рассматриваются способы формирования профессионального этического кодекса организатора работы с молодежью. Рассматриваются как специфика профессии (сопровождение социализации и профилактики девиантного поведения молодежи), так и способы определения нравственных ценностей и принципов профессии. Определяется практическая и теоретическая значимость и перспективы исследований, проводимых при формировании этического кодекса.
Скачать PDF

Категория «Детерминация» в психологии личности

Казаневская В. В.
Скачать PDF

Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной с

Баева Ирина Александровна
В статье изложен подход к решению одной из проблем психологии образования, а именно создание определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды, способствующего их позитивному личностному развитию; подчеркнута важность осмысления общепсихологических категорий для обоснования психолого-педагогической концепции. Представлены методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды.
Скачать PDF

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям социальной психологии.
Скачать PDF

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т.О.
The paper presents components and mechanisms that determine configuration of a thought and provide the understanding and production of meanings, concepts and senses. Sense is a psychological construct that is shaped by both thought elements and meanings. It is expedient to organize training activity in order to generate senses. A collective subject can construct a thought in the process of training.
Скачать PDF

Философская категория веры и психология доверия

Скрипкина Т.П.
Скачать PDF

Понятие «Взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Хребина С.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16