Категории этики

Найдено 1 определение
Категории этики
греч. каtegoria - категория) - осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести и некоторые др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий, в которой каждая К. э. определялась бы через другие, более общие. При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, др.— понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между К. э. не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (деонтология).. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали. Основные стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, каждая из которых, в свою очередь, охватывает множество других понятий. Причем, поскольку эти три стороны морали находятся между собой в тесном единстве, некоторые этические понятия относятся одновременно ко всем этим категориям, т. е. отражают все стороны морали. К примеру, понятие моральной нормы отображает одновременно один из видов моральных представлений общества, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих основных понятиях отражает некоторые узловые элементы моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди К. э. (например, понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.). Это не значит, однако, что в данные понятия этическая теория и обыденное моральное сознание вкладывают одинаковое содержание. Например, понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определенный вид отношения человека к обществу, а во втором — представлением о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали. Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда что-либо предписывает и оценивает. В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в котором выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено. Научная строгость требует проводить разграничение между К. э. как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя грани здесь не абсолютны. К. э. и формы морального сознания перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. К. э. постоянно развиваются и обогащаются новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Категории педагогической этики

Карпенко Наталия Витальевна
В статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической этики, характеризующие нравственные основы профессионального труда педагога и отношений, складывающихся у него с воспитанниками, коллегами и родительской общественностью.
Читать PDF

Категория «Чистота» в науке этики

Мильнер-Иринин Яков Абрамович
Статья посвящена всестороннему анализу понятия чистоты, которое автор считает одним из центральных в этике, наряду с понятиями добра, зла, долга, идеала и пр.
Читать PDF

Доверие как категория профессиональной этики

Реуцкая Галина Матвеевна
Автор рассматривает истоки понятия доверия, формирование этой категории, показывает ее в развитии через другие категории профессиональной этики.
Читать PDF

ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Нифаева О.В.
В статье исследуется происхождение и значение категорий этики, морали, духовности и их роль в экономических отношениях.
Читать PDF

"не навреди !" - как категорический императив планетарной этики

Блохина Нина Никодимовна, Воропаев Артём Валерьевич
В статье на примере новейших достижений биомедицинского познания рассматривается взаимосвязь теоретического и духовно-практического потенциалов современного общества и ее социокультурные последствия.
Читать PDF

Формирование у будущих учителей опыта работы с категориями этики и понятиями морали

Бездухов А.В.
В статье обосновывается социально-нравственное значение формирования этического сознания будущего учителя; приводятся доказательства того, что одним из возможных способов формирования такого сознания студентов является формировани
Читать PDF

Категории пространства и времени в буддизме Ваджраяны и Учении Живой Этики (опыт сопоставления)

Федотов А. В.
Представление о вселенной в буддизме и хронотоп Васубандху. Связь проблемы «пространства-времени» с «просветлением» Будды, концепция «просветления». Учение Нагарджуны о пространстве-времени и двух типах истины.
Читать PDF

Доброта как эсхатологическая категория. 1-я и 2-я этики в переписке Георга Лукача и Пауля Эрнста

Земляной Сергей Николаевич
Читать PDF

Идеи этики категорического императива в Российской профессиональной философии первой трети XIX века

Куценко Наталья Александровна
Читать PDF

Рецензия на книгу: Забаев И. В. Основные категории хозяйственной этики современного русского правосл

Титков Алексей Сергеевич