КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Найдено 1 определение
Категорический императив
безусловное повеление; категория этики Канта, несущая основную нормативную нагрузку; «нравственный закон», который гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Таким образом обосновывалась идея равенства в морали, заключающаяся в том, что, независимо от содержания моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей или, согласно формулировке этического интеллектуализма, на всех разумных существ. Кант считал, что в К. и. он открыл априорный (т.е. независимый от опыта) принцип, с помощью которого можно обосновать и менее общие моральные требования. Канта нередко упрекали за то, что его К. и. в более строгой форме воспроизводит золотое правило, хотя сам он этих упреков не принимал. Одновременно К. и. подвергался критике за формализм, поскольку считалось, что с помощью К. и. можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но содержательного критерия нравственности он не задает, т. е. под этот принцип можно подвести всякую, в том числе и неправильную, даже реакционную, систему нравственности. К. и. действительно не содержит указания, какие именно поступки надо совершать. Однако введенная Кантом вторая формулировка К. и. задает важную гуманистическую доминанту нравственности: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Выявляя действительное социальное содержание этого принципа, Канта критиковали за то, что в обществе, основанном на отношениях обмена, т. е. в экономическом, или гражданском обществе, каждый, относясь к другим как к цели, себя превращает в средство, а, относясь к себе как к цели, в других начинает видеть лишь средство. Однако Кант не выдвигал требования относиться к человеку только как к цели, а лишь выступал против такого порядка, при котором блага одних людей оплачены ценой страданий других. Он не претендовал также на построение социальной теории, считая свой принцип неосуществимым в полном объеме и обычном понимании слова и перенося возможность его реализации в умопостигаемое «царство целей», под которым понималась систематическая «связь между различными разумными существами через общие им законы». Кант противопоставлял условным (гипотетическим) императивам (императивам умения и благоразумия), носящим операциональный (технический), или прагматический, характер и указывающим на средства, которые надо использовать для достижения определенных целей (цели и средства). Поскольку цели, стремления и интересы людей различны, то гипотетические императивы не могут дать общее правило, универсальный нравственный принцип. Наконец, К. и. предполагает автономию человека как субъекта морали, как обладателя воли, устанавливающей всеобщие законы. Согласно третьему практическому принципу К. и., воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Следуя долгу, человек отказывается от всякого своекорыстного интереса и как самозаконодательствующий субъект, выбирая максимы своих поступков, остается верным самому себе. В наше время понятие «К. и.» нередко употребляется для обозначения коренных нравственных требований современности: борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества, а установка видеть в человеке не только средство, но и цель рассматривается как важнейший критерий гуманистической оправданности общественного развития.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
313.69 кб

Категорический императив карма-йогина

Чернов Сергей Александрович
Приводится *сопоставление некоторых фундаментальных этических идей восточных философских традиций с категорическим императивом Канта с целью подкрепления тезиса о моральном единстве человечества, а также нравственной оценки состоя
Читать PDF
1,003.26 кб

Категорический императив Иммануила Канта

Джиджавадзе Л. Г.
В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода».
Читать PDF
306.18 кб

Категорический императив И. Канта и благо

Кучеренко Александр Владимирович
В статье исследуется соотношение в этическом учении Канта содержания категорического императива с сущностью блага на примере максимы, способной войти составной частью в априорный моральный закон.
Читать PDF
3.17 мб

"не навреди !" - как категорический императив планетарной этики

Блохина Нина Никодимовна, Воропаев Артём Валерьевич
В статье на примере новейших достижений биомедицинского познания рассматривается взаимосвязь теоретического и духовно-практического потенциалов современного общества и ее социокультурные последствия.
Читать PDF
343.74 кб

Категорический императив канта как предмет критического анализа

Ойзерман Теодор Ильич
Предпринимается всеобъемлющий и разносторонний анализ ядра кантовской этики категорического императива.
Читать PDF
216.30 кб

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И АБСОЛЮТНОСТЬ ЗАПРЕТА НА ЛОЖЬ В ЭТИКЕ КАНТА

Ойзерман Теодор
Читать PDF
10.90 мб

Соразмерность города и человека: категорический императив градостроительства

Горнова Г.В.
В статье соразмерность города и человека, городская идентичность, человеческий масштаб города рассматриваются в контексте антропологических воззрений Протагора и Канта.
Читать PDF
167.84 кб

Влияние моральных дилемм на трансформацию категорического императива И. Канта

Ларионов И.Ю., Тарасова А.В.
В статье обсуждается возможность теоретического исследования и выработки стратегии решения моральных дилемм с позиций деонтологической этики, определяются ее основные затруднения в данной области.
Читать PDF
292.30 кб

Интерпретация категорического императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости»

Чалый Вадим Александрович
Рассматривается трактовка кантовского категорического императива Джоном Ролзом, выявляются некоторые существенные для этой трактовки особенности ролзовского понимания рациональности, соотношения интересов и конечных целей, огранич
Читать PDF
78.28 кб

Идеи этики категорического императива в Российской профессиональной философии первой трети XIX века

Куценко Наталья Александровна