безусловное повеление; категория этики Канта, несущая основную нормативную нагрузку; «нравственный закон», который гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Таким образом обосновывалась идея равенства в морали, заключающаяся в том, что, независимо от содержания моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей или, согласно формулировке этического интеллектуализма, на всех разумных существ. Кант считал, что в К. и. он открыл априорный (т.е. независимый от опыта) принцип, с помощью которого можно обосновать и менее общие моральные требования. Канта нередко упрекали за то, что его К. и. в более строгой форме воспроизводит золотое правило, хотя сам он этих упреков не принимал. Одновременно К. и. подвергался критике за формализм, поскольку считалось, что с помощью К. и. можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но содержательного критерия нравственности он не задает, т. е. под этот принцип можно подвести всякую, в том числе и неправильную, даже реакционную, систему нравственности. К. и. действительно не содержит указания, какие именно поступки надо совершать. Однако введенная Кантом вторая формулировка К. и. задает важную гуманистическую доминанту нравственности: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Выявляя действительное социальное содержание этого принципа, Канта критиковали за то, что в обществе, основанном на отношениях обмена, т. е. в экономическом, или гражданском обществе, каждый, относясь к другим как к цели, себя превращает в средство, а, относясь к себе как к цели, в других начинает видеть лишь средство. Однако Кант не выдвигал требования относиться к человеку только как к цели, а лишь выступал против такого порядка, при котором блага одних людей оплачены ценой страданий других. Он не претендовал также на построение социальной теории, считая свой принцип неосуществимым в полном объеме и обычном понимании слова и перенося возможность его реализации в умопостигаемое «царство целей», под которым понималась систематическая «связь между различными разумными существами через общие им законы». Кант противопоставлял условным (гипотетическим) императивам (императивам умения и благоразумия), носящим операциональный (технический), или прагматический, характер и указывающим на средства, которые надо использовать для достижения определенных целей (цели и средства). Поскольку цели, стремления и интересы людей различны, то гипотетические императивы не могут дать общее правило, универсальный нравственный принцип. Наконец, К. и. предполагает автономию человека как субъекта морали, как обладателя воли, устанавливающей всеобщие законы. Согласно третьему практическому принципу К. и., воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась так же, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)». Следуя долгу, человек отказывается от всякого своекорыстного интереса и как самозаконодательствующий субъект, выбирая максимы своих поступков, остается верным самому себе. В наше время понятие «К. и.» нередко употребляется для обозначения коренных нравственных требований современности: борьба за мир, сохранение природы, выживание человечества, а установка видеть в человеке не только средство, но и цель рассматривается как важнейший критерий гуманистической оправданности общественного развития.