КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПСИХОЛОГИИ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПСИХОЛОГИИ
система понятий, отражающих предмет психологической науки, ее знания о психике. Категории, законы, закономерности и принципы психологии являются определенными инвариантами познания, в них зафиксировано устойчиво повторяющееся, необходимое и типичное, присущее психической реальности. Овладение этими инвариантами дает психологу ключ к анализу окружающей действительности в плане вычленения ее психологической специфики. К. а. п. является содержательной логической формой познания психических явлений, формой, которая оптимально спрессовывает знания о сущности и закономерностях психической жизни. Каждая отрасль психологии пользуется общепсихологическим категориальным аппаратом и вырабатывает свой, отражающий особенности изучаемых условий деятельности и поведения (психология спорта, военная, специальная, инженерная психология и т. д.).
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПСИХОЛОГИИ
КАТЭГАРЫЯЛЬНЫ АПАРАТ ПСІХА ЛО ГІІ / CATEGORICAL APPARATUS OF PSYCHOLOGY– система форм, посредством которых постигается содержание исследуемой действительности и которые изнутри организуют науку– М. Г. Ярошевский называет их К. а. п. Категории. В философии под категориями подразумевают наиболее общие, предельные понятия (такие, например, как «количество», «качество», «форма», «содержание» и т. д.). Действительны для любых проявлений, умственной активности, на каких бы объектах они ни концентрировались, в том числе и для психологии. Предмет выстраивается благодаря функционированию системы специально-научных категорий, которые отражают его специфические характеристики и отличают области знаний одни от других. Эта область представлена в совокупности взаимосвязанных понятий, закрепленных в терминах, признаки которых указывают на признанное наукой существенным для данного разряда явлений (например, в психологии выделяются признаки, по которым мышление отграничивается от восприятия, эмоциональные процессы– от волевых, ценностные ориентации личности– от ее способностей и т. д.). Их совокупность– освоенное наукой «знаниевое» поле в его компонентах и связях между ними. Категории, законы, закономерности и принципы психологии являются определенными инвариантами познания, в них зафиксировано устойчиво-повторяющееся, необходимое и типичное, присущее психической реальности. Овладение этими инвариантами дает психологу ключ к анализу окружающей действительности в плане вычленения ее психологической специфики. В психологии также выделяют определенный набор, систему категорий, образующих ее категориальный аппарат. С. Л. Рубинштейн в своих работах постулирует необходимость рассмотрения таких категорий, как «человек», «личность», «сознание» и «деятельность», «субъект», «бытие» и «объект». А. Н. Леонтьев считает, что основополагающими в психологии являются «…категория предметной деятельности, категория сознания человека и категория личности», а также внесенная ранее категория психического отражения, что повлекло за собой включение и других категорий марксистской философии в психологию. Б. Ф. Ломов выделяет базовые категории, изначально являющиеся философскими и междисциплинарными: «деятельность», «личность», «отражение», «общение», «социальное» и «биологическое», «общественные отношения», при этом он подчеркивает необходимость системы категорий, через которую должны раскры вать ся прочие понятия психологии. Психологическая система категорий была создана А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским и представлена двумя уровнями– базовым и метапсихологическом. Все категории совместно образуют единую систему со своей структурой, взаимосвязями, иерархией и функциями, каждая категория носит системный характер и может быть раскрыта только во взаимосвязи с другими. К базовому уровню относятся категории «образ», «мотив», «переживание», «действие», «взаимоотношение», «Я», «ситуация»; к метапсихологическому– «сознание», «ценность», «чувство», «деятельность», «общение», «личность», «персоносфера». Однако психологическая система категорий оказывается неполной, поскольку уже рассмотренные категории относятся к области психического, но психическое нельзя изучать в отрыве от биологического, социального с привлечением категориального аппарата из этих областей. Поэтому авторы добавляют в указанную психологическую систему категорий два нижележащих уровня– биологические и протопсихологические категории, а также один вышележащий уровень– социоцентрические категории, которые в своей совокупности охватывают всю психосферу и порождают весь понятийный аппарат психологической науки. В психологической системе категорий А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского каждая категория теоретической психологии является родовой по отношению к определенному кругу психологических понятий, посредством которых раскрывается данная категория. Например, категория «деятельность» раскрывается через понятия отечественной теории деятельности, такие как «действие», «операция», «цель», «средство», «задача», «мотив» и т. п. К. а. п. является содержательной логической формой познания психических явлений, формой, которая оптимально спрессовывает знания о сущности и закономерностях психической жизни. Каждая отрасль психологии пользуется общепсихологическим категориальным аппаратом и вырабатывает свой, отражающий особенности изучаемых условий деятельности и поведения (психология спорта, военная, специальная, инженерная психология и т. д.). Психологическая система категорий должна регулярно пересматриваться, обновляться, отражать актуальные тенденции развития науки, иначе она потеряет актуальность. Т. В. Разина