КАТАТИМНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ЛЕЙНЕРУ

Найдено 1 определение:

КАТАТИМНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ЛЕЙНЕРУ

Автором этой методики, именуемой также "Symboldrama" и представляющей собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации "грез наяву", является Лейнер (Leuner H., 1980). Концептуально в ее основе лежит модель аналитической психодинамики. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. и постепенно дорабатывалась и развивалась. При неврозах (в том числе затяжных их формах) и психосоматических расстройствах проводится 15-50 сеансов 1-2 раза в неделю.

В состоянии релаксации пациентам предъявляются и внушаются определенные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов (в духе подсознательного обучения во сне или подсознательной символики). Экспериментально отработаны 10 стандартных образов: созерцание луга или текущего ручья, восхождение на гору, осмотр дома, вглядывание в темноту леса, встреча со значительными людьми, испытание установок на сексуальность и агрессивность, идеальный образ "Я", вызов архаических символических образов. Они служат стимулами для формирования пластических образов, имеющих символическое значение и отражающих типичные подсознательные конфликтные сферы по их тематике. Наиболее важным является отражение инфантильных объектных отношений, фиксаций на ранних фазах развития, защитных механизмов, стереотипов поведения.

В процессе работы с К. о. п. п. Л. автором был открыт ряд психодинамических феноменов: фиксированные образы как проекции "ядер конфликта", фокусирование на релевантных проблемах, функциональное единство воображения и интрапсихического конфликта, развитие на этой основе терапевтических принципов ("операция с символами"). Тем самым достигается возможность непосредственного воздействия на конфликтные структуры с коррекцией инфантильных объектных отношений, а также удовлетворения архаических потребностей в сфере нарциссических, оральных и анальных переживаний.

Терапевтические стратегии разделяются по дидактическим целям на 3 ступени. Базовая ступень сосредоточивается на методике обучения при работе с первыми 5 образами и на творческом развитии и развертывании "грез наяву". Психотерапевт занимает при этом протективную позицию при соблюдении основных психотерапевтических правил поведения - аутентичности, эмпатичности и теплоты. Средняя ступень - сосредоточение на свободном ассоциировании по поводу развертывающихся пластических образов с обращением к их генезу и реальному поведению. В то же время используются стратегии, фокусирующиеся на специфических конфликтных структурах, а также стимуляция регрессии в инфантильную конфликтную область. Пациентов обучают переработке невротических структур и анализу проекций, связанных с переносом. Высшая ступень предполагает сосредоточение на остальных 5 стандартных образах и вводит психоаналитические приемы.

Психодиагностика осуществляется путем исследования неосознаваемых конфликтов в течение ряда сеансов, контроля за ходом психотерапевтического процесса благодаря повторяемости проецируемых установок и наблюдаемых феноменов трансформации в духе "движущейся проекции".

В сравнении с классической психоаналитической техникой, в К. о. п. п. Л. значительно скорее протекает процесс эмоциональной регрессии (уже с первого сеанса), что приводит к сосредоточенности на неосознаваемых конфликтах. Отсюда следует значительное сокращение сроков психотерапии, даже при хронических расстройствах. Метод К. о. п. п. Л. отличается также от поведенческой психотерапии.

В К. о. п. п. Л. символические функции противопоставляются воображению реальных ситуаций (как, например, в приемах Вольпе (Wolpe J.)), в методиках поведенческой психотерапии последние подчеркиваются.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами

Астахова Е.И.
В статье рассматривается эффективность применения символодрамы как одного из методов психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими логоневрозом. В работе приводится разбор клинического случая больного заиканием.
Скачать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

Кататимно-имагинативный метод (эмпатотехника) как вариант оказания психологической помощи пациентам

Ишинова В.А.
Для оказания психологической помощи пациентам с тревожно-фобическими и соматоформ-ными расстройствами был разработан модифицированный метод управляемого воображения К. Г. Юнга, названный «эмпатотехникой». Результаты психологического тестирования выявили клинико-психологические особенности пациентов обследуемых групп. В ходе исследования показана эффективность указанной психотехнологии.
Скачать PDF

Роль образных компонентов интеллектуальной деятельности в контексте теории Л. М. Веккера

Меньшикова Лариса Владимировна
Обсуждаются теоретические положения Л.М. Веккера о роли образных компонентов в интеллектуальной деятельности. Рассматривается вопрос о координации образов и вербальных компонентов в структуре интеллекта. Подчеркивается прикладное значение теории Л.М. Веккера для формирования инженерных умений у студентов технического вуза.
Скачать PDF

Игровая деятельность с образными игрушками как средство для выявления и преодоления негативных эмоци

Иванова Е.С., Алешина И.Н.
В статье анализируются различные подходы к использованию игровой деятельности с различными видами игрушек для диагностики и игровой коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников. Акцентируется внимание на возможность использования игрушек-персонажей мультфильмов для выявления и преодоления негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте.
Скачать PDF

Циркадная динамика образных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний

Прохоров Александр Октябринович, Артищева Лира Владимировна
Цель работы изучить циркадную динамику характеристик и структур репрезентаций состояний различной модальности и уровня психической активности. Для этого в первый день эксперимента испытуемых (43 студентки третьего курса) просили оценить с помощью методики «Рельеф психического состояния» своё актуальное состояние, переживаемое здесь и сейчас. На второй день им предлагалось вспомнить и с интервалом в восемь часов утром (7:00-8:00), днём (15:00-16:00) и вечером (23:00-24:00) заново по памяти оценить образ первичного состояния. В результате проведённого исследования была раскрыта специфика динамики подструктур ментальных репрезентаций состояний, включающих психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение. Было установлено, что интенсивность репрезентаций меняется в течение суток, сохраняя стабильность отдельных характеристик. Так, положительные состояния среднего уровня активности представляются с меньшей интенсивностью, отрицательные состояния низкого уровня активности с повышением интенсивности к концу дня, а отрицательным состояниям среднего уровня активности свойственно варьирование значений в течение суток и приближение значений характеристик к исходным данным к ночи. Поскольку образные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний имеют различную выраженность в течение дня, можно делать прогноз в плане регуляции состояний с помощью их ментальных структур.The aim of the study is to investigate the circadian dynamics of the characteristics and structures of mental representations of psychic states with different modality and levels of mental activity. For this purpose, psychic states were evaluated using the “Mental State Relief” technique. The study was performed as follows: on the first day, the subjects (43 female students of the third course) rated their current psychic state experienced here and now; on the second day, they were asked to reproduce from memory and estimate the image of this initial state with the interval of eight hours, i.e. in the morning (7:00-8:00 a.m.), afternoon (3:00-4:00p.m.), and evening (11:00 p.m.-0:00 a.m.). The obtained data were statistically processed and analyzed; such characteristics of the image as intensity and structural organization were revealed. This paper shows how the psychic state is represented during the day, its stable and dynamic characteristics, as well as the day time when the structure of mental representations is most organized. The specifics of the dynamics of substructures of mental representations of states, including psychic processes, physiological reactions, emotions, and behavior, demonstrated significant differences. The analysis found that positive states at the average level of activity are marked by lower intensity, while negative states exhibit increasing intensity by the end of the day. Furthermore, negative states at the average level of activity vary in their values during the day and their characteristics become close to the initial ones by the night. The following conclusions were made on the basis of the obtained results: the intensity of mental representations of psychic states varies during the day, but some of their characteristics remain stable; the system of mental representations tends to a balanced state by bringing values of the characteristics to the same level; the structure of mental representations of psychic states is unstable in time and tends to change. Imaginal characteristics of mental representations of psychic states vary significantly during the day. Thus, it is possible to predict psychic states in terms of regulation by using their mental structures.
Скачать PDF

Особенности переживания времени подростками

Кожурова Оксана Анатольевна
В статье рассматриваются современные взгляды на феноменологию психологического времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты проведенного эмпирического исследования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и будущего подростками четырнадцатии семнадцати лет.
Скачать PDF

Социально-психологические детерминации одиночества как субъективного переживания

Заворотных Евгения Николаевна
Статья посвящена изучению одиночества как субъективного переживания, социально-психологических особенностей его детерминации. Определена связь между переживанием индивидом собственного одиночества и его отношением к одиночеству как к явлению в целом, выявлены психологические особенности испытуемых с различным уровнем одиночества, описаны возможности «прогнозирования» одиночества. The article deals with loneliness as subjective feeling and social and psychological peculiarities of its determination. The author defines the connection between a persons loneliness experience and his/her perception of loneliness as a phenomenon on the whole. The author reveals psychological characteristics of the respondents under research with their various levels of loneliness along with a number of possibilities of loneliness prediction.
Скачать PDF

Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков свидетелей и участник

Егоркина Таисия Васильевна
Вооруженный межэтнический конфликт является источником психотравмирующих переживаний, этот опыт фиксируется в системе отношений личности и может быть легко актуализирован. В основном подростки достигают нормального уровня адаптации к условиям послевоенной жизни, основной ресурс адаптации и для сербских, и для албанских подростков поддержка семьи и сообщества. В ряде случаев интенсивность эмоциональных переживаний, озабоченность будущим требуют психологической коррекции может быть рекомендована психопрофилактическая и коррекционная работа с эмоциональным и когнитивным компонентами системы отношений личности.
Скачать PDF

Особенности переживания ситуации безработицы у людей с различными смысложизненными ориентациями

Ивлева А.П.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентации безработных с различными эмоциональными состояниями, которые человек переживает в ситуации безработицы.
Скачать PDF

Переживание беременности в контексте жизненного пути личности как фактор формирования готовности к м

Земзюлина Ирина Николаевна
В работе предполагается рассмотрение переживания беременности в контексте жизненного пути беременной женщины, процесса формирования ее отношения к беременности, системный анализ факторов и психологических механизмов формирования готовности к материнству. The author of the paper regards experience of pregnancy in the context of a woman lifecycle and the process of formation of her attitude towards pregnancy. The paper also represents the system analysis of factors and psychological mechanisms of maternal readiness forming.
Скачать PDF

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении

Олейник Н.М.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!