КАЩЕНКО Всеволод Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАЩЕНКО Всеволод Петрович
1870-1943) Дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогическими средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями или (и) акцентуациями характера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

КАЩЕНКО Всеволод Петрович

(1870–1943) – дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891-94 гг. учился на медицинском факультете Московского университета, исключен и выслан из Москвы за участие в студенческих революционных кружках. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1897). Работал земским врачом (1897–1904). Организовал (1908) в Москве частную школусанаторий – одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы, – Домом изучения ребенка (1918–1921), Медицинскопедагогической опытной станцией (1923-24). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920-24), с 1928 г. профессорконсультант по логопедии. Разрабатывал вопросы клинического и психологопедагогического изучения аномальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе учебновоспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; основные педагогические средства – широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчеркивал роль лечебно оздоровительных мероприятий в процессе компенсации дефектов.

Соч.: Дефективные дети и школа. Сборник статей. – М., 1912 (ред. и соавт.); Исключительные дети. – М., 1929 (соавт.); Педагогическая коррекция. – М., 1992.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005