(1789-1869) — немецкий врач, философ, психолог и художник. В 1862 г. был избран президентом Леопольдины (Германской академии естествоиспытателей); иностранный чл.-кор. Петербургской АН (1833). Философская позиция К. своеобразно преломляет гетевскую идею единства бытия — отражение всего во всем. Воспринятое у Гете представление об органичности и одухотворенности природы, о ее живой метаморфозе, проецируется у К. на широкое поле специальных знаний в физиологии, медицине и др. Он первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, затем — сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных видов животных (Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира, М., 1867). Пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоско-пии, СПб., 1844). Трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития; считал, что духовное начало безусловно и первично, что душа определяет развитие организма, что ключ к сущности сознания заключен в подсознательном. Особое внимание К. привлекал вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах. К. оказал значительное влияние на психологию конца XIX века, позднее на витализм Клагеса и др. И. М. Кондаков, Л.А. Карпенко.
Карус Карл Густав
КАРУС (Carus) Карл Густав
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
Карус (Carus) Карл Густав
(3.1.1789, Лейпциг - 28.7.1869, Дрезден) - немецкий врач, философ, психолог и художник.
Биография. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем - Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811 г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813 г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. После нескольких лет врачебной практики, из-за материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814 г. он - профессор женских болезней в Саксонской медико-хирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал свой учебник гинекологии (Lehrbuch der Gynakologie. 1820), с 1827 г. - лейб-медик королевской семьи, придворный и медицинский советник. Много путешествовал, в круг его знакомых входили А.Гумбольдт, А.Тик, К.Д.Фридрих, с 1818 г. у него завязалась переписка с Й.В.Гете, а в 1821 г. он посетил того в Веймаре, стал его другом и единомышленником. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корр. Петербургской АН (1833).
Исследования. Первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, затем - сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных видов животных (Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира. М., 1867), открыл кровообращение у насекомых (Uber den Blutkreislauf der Insekten. 1827). На его философское мировоззрение большое влияние оказала система Фихте, прежде всего в ее антропологической части. Кроме того Карусу была очень созвучна идея Гете о одушевленности природы, о том, что все в природе отражается во всем. Старался создать целостную картину бытия как становления внутреннего смысла, космос в этой картине не просто механизм, но организм. Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. По его мнению, между "живой" и "мертвой" материей нет разрыва, и, если в каждой нервной клетке в качестве предварительного условия лежит идея, то накопление клеток дает и накопление идеальной стороны организма. В своем труде "Psyche, zur Entwicklungsgeschichte der Seele. Darmstadt, 1846 " один из первых обосновал существование бессознательного на основе этого единства тела и души. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же - это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о "физиогномике природы" были в дальнейшем развиты в концепции Л.Клагеса о непосредственном "физиономическом наблюдении" самой жизни и о разрушении "бессознательного космического ритма природы человеческим духом". Особое внимание Каруса привлекал вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Lpz.,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844). Художественная натура Каруса находила свое выражение не только в его символической психологии, но и в произведениях искусства, им был создан ряд полотен с ландшафтной живописью, в которых чувствуется школа К.Д.Фридриха, свои работы по анатомии он гравировал сам. Также он был известен как эстетик и художественный критик (Neue Briefe uber Landschaftsmalerei. 1831).
Сочинения. Фридрих-пейзажист // Эстетика немецких романтиков. М., 1986;
Uber Grund und Bedeutung der verschiedenen Formen der Hand in verschiedenen Personen. Stutt.,1846;
Lebenserinnerungen und Denkwurdigkeiten. 2 Bd.,Weimar, 1856-1866, в рус.пер. Житейские воспоминания и достопримечательности. М., 1865, В 2-х т.т;
Vergleichende Psychologie. Wien, 1866, в рус.пер. Сравнительная психология. СПб., 1867.
Литература. Knauss B. Carus // Neue deutsche Biographie. B., 1957, Bd. 3, S. 161-163;
Prause M. Carl Gustav Carus. Leben und Werk. B., 1968.
Биография. Унаследовал здравый смысл отца и склонность к поэзии матери, до 15 лет посещал школу Томаса, затем - Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины, 1811), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811 г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813 г. стал директором Французского госпиталя в Пфаффендорфе близ Лейпцига. После нескольких лет врачебной практики, из-за материальных трудностей, должен был поступить на государственную службу, с 1814 г. он - профессор женских болезней в Саксонской медико-хирургической академии и директор роддома Дрездена, в это время написал свой учебник гинекологии (Lehrbuch der Gynakologie. 1820), с 1827 г. - лейб-медик королевской семьи, придворный и медицинский советник. Много путешествовал, в круг его знакомых входили А.Гумбольдт, А.Тик, К.Д.Фридрих, с 1818 г. у него завязалась переписка с Й.В.Гете, а в 1821 г. он посетил того в Веймаре, стал его другом и единомышленником. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корр. Петербургской АН (1833).
Исследования. Первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, затем - сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных видов животных (Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира. М., 1867), открыл кровообращение у насекомых (Uber den Blutkreislauf der Insekten. 1827). На его философское мировоззрение большое влияние оказала система Фихте, прежде всего в ее антропологической части. Кроме того Карусу была очень созвучна идея Гете о одушевленности природы, о том, что все в природе отражается во всем. Старался создать целостную картину бытия как становления внутреннего смысла, космос в этой картине не просто механизм, но организм. Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. По его мнению, между "живой" и "мертвой" материей нет разрыва, и, если в каждой нервной клетке в качестве предварительного условия лежит идея, то накопление клеток дает и накопление идеальной стороны организма. В своем труде "Psyche, zur Entwicklungsgeschichte der Seele. Darmstadt, 1846 " один из первых обосновал существование бессознательного на основе этого единства тела и души. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же - это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о "физиогномике природы" были в дальнейшем развиты в концепции Л.Клагеса о непосредственном "физиономическом наблюдении" самой жизни и о разрушении "бессознательного космического ритма природы человеческим духом". Особое внимание Каруса привлекал вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Lpz.,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844). Художественная натура Каруса находила свое выражение не только в его символической психологии, но и в произведениях искусства, им был создан ряд полотен с ландшафтной живописью, в которых чувствуется школа К.Д.Фридриха, свои работы по анатомии он гравировал сам. Также он был известен как эстетик и художественный критик (Neue Briefe uber Landschaftsmalerei. 1831).
Сочинения. Фридрих-пейзажист // Эстетика немецких романтиков. М., 1986;
Uber Grund und Bedeutung der verschiedenen Formen der Hand in verschiedenen Personen. Stutt.,1846;
Lebenserinnerungen und Denkwurdigkeiten. 2 Bd.,Weimar, 1856-1866, в рус.пер. Житейские воспоминания и достопримечательности. М., 1865, В 2-х т.т;
Vergleichende Psychologie. Wien, 1866, в рус.пер. Сравнительная психология. СПб., 1867.
Литература. Knauss B. Carus // Neue deutsche Biographie. B., 1957, Bd. 3, S. 161-163;
Prause M. Carl Gustav Carus. Leben und Werk. B., 1968.