Картина мира (образ мира)

Найдено 1 определение
"Картина мира" (образ мира)
тест «Картина мира» принадлежит к классу графических диагностических методик. Цель: изучение индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира». Инструкция: «Нарисуйте «картину мира», т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете».
Модель мира, его картина, образ как представление о мире и себе в нем, составляет центральную часть психической жизни человека. Модель мира — главная система координат, которая определяет восприятие, постижение, понимание человеком окружающего мира. Поэтому изучение особенностей картины мира становится перспективным для педагогики творчества. По данным Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной, на основании особенностей изображения было выделено 5 основных видов рисунков:
1. «Планетарная» картина мира — изображение земного шара, других планет солнечной системы — когнитивная картина мира, в виде общепринятых нормативных знаний.
2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т. п.
3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то, что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущения человека.
4. Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого– либо сложного образа. Такого типа картина наиболее близка художественному, эстетическому восприятию мира.
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения, в виде абстрактного образа, знака, символа.
Исходя из перечисленных видов изображений «картины мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.
В основу первоначальной интерпретации теста «Картина мира» можно взять психологические типы К. Юга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать полученные экспериментальные данные. Г. Рид (1893—1968) английский искусствовед, художественный критик, теоретик эстетического воспитания проанализировал несколько тысяч детских рисунков и пришел к заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно свести к 8 видам:
1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.
2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких–либо внутренних ощущений.
3. Ритмический рисунок — в нем главное значение приобретает изображение движения.
4. Структурный рисунок — главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое. Например, площадь города.
5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем предпочтение органически естественным формам, стремится изобразить деревья, цветы, животных, человека.
6. Перечисляющий рисунок передает различные объекты, которые трудно объединить какой–либо связью. Часто связь не прослеживается вовсе.
7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие–либо узоры, орнаменты, украшения.
8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой–либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж или образы собственной фантазии.
Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по К. Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения в рисунке:
Психологический тип
Личностный тип
Вид рисунка
Мыслительный тип
Экстраверт
Интроверт
Перечисляющий
Органический
Эмоциональный
(чувствующий тип)
Экстраверт
Интроверт
Декоративный
Имажинарный
Сенсорный тип
(ощущающий)
Экстраверт
Интроверт
Эмфатический
Гаптический
Интуитивный
Экстраверт
Интроверт
Ритмический
Структурный
Вербальный аналог графического теста «Картина мира» — Экспресс–сочинение «Мир — это…». Стандартизируя результаты диагностики экзистенциальных параметров можно воспользоваться дифференциацией типов отношений «Человек — мир», разработанной Н. А. Носовым (Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства, М.,1997):
1. Инфантильная картина мира — аналогия примитивного отражения реальности, перечисление предметов близкого окружения в ограниченном пространстве.
2. Предметная картина мира. Мир квалифицируется как совокупность предметов, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей. Регулятор поведения — критерий полезности («полезно–бесполезно–вредно»). Характеризует отношение «организм — среда». Лингвистические символы — присвоение, обладание, удовлетворение, развлечения. Графические символы — «кружка пива», плейер, телевизор, диван.
3. Объективная картина мира — бессубъектность. Созерцательно– познавательная позиция. Мир как объект пассивного наблюдения, как объективная реальность, схема, упорядоченное умопостроение, схематизм. Базовое отношение «порядок — хаос». То, что не понятно — неправильно, не истинно. Лингвистические символы — упорядоченность, законы. Графические символы — модели–схемы, абстрактные конструкты.
4. Коммуникативно–субъективная картина мира. Мир как взаимодействие, «взаимопроникновение» природы, человека, среды. Регулятив поведения — общение. Фрагменты среды — одухотворены. Мир субъектный. Панпсихизм.
5. Креативная картина мира. Базовый психический процесс — креация инновационного типа, переорганизация, преобразования, трансформация, многополярная динамика. Мир как бесконечность, возможность преобразований. Это не адаптация, не приспособление, а активное изменение. Границы мира — не известны. Высший регулятор поведения — критерий красоты. Красота понимается как определенная организованность, «совершенная структурированность», эстетическая, природосообразная форма. Предельные категории «творческий — рутинный». Лингвистические символы — бесконечность, макрокосм, микрокосм, космос, природа, человек, динамика. Графические символы — динамические многополярные модели мира.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014