КАРТА КОГНИТИВНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Когнитивная карта
– 1) обобщенный образ, схема знакомого пространства (карта- обозрение, карта-путь, карта-поле действия). 2) Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. 3) образ знакомого пространственного окружения.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Когнитивная карта
Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание.
Автор. Э.Толмен.
Категория. Форма представлений.
Специфика. Субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты (верх-низ, право-лево, близко-далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы.
Виды:
- карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту,
- карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КАРТА КОГНИТИВНАЯ
термин, введенный в научный оборот Э. Толменом, использованный для теоретической интерпретации поведения животного, ищущего выход из лабиринта. Толмен утверждал, что животное формирует систему пространственных взаимосвязей, т. е. К.к., а не просто механически осваивает цепь следующих друг за другом движений (действий). В поддержку этой идеи автором приводились аргументы, свидетельствующие о научении в конкретной ситуации и о скрытом (латентном) научении. К.к., по Толмену, представляет собой своеобразный образ-схему ситуации, чем-то напоминающий физическую или географическую карту. Впоследствии понятие К.к. стало одним из основных в теоретических представлениях, характерных для когнитивной психологии и касающихся организации и функционирования умственных процессов у человека. См. психология когнитивная, Толмен Эдвард Чейз.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОГНИТИВНАЯ КАРТА
Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная "карта", чем просто происходит заучивание цепи внешних реакций. В качестве доказательства приводились результаты экспериментов на научение ориентации в пространстве и латентное научение. Понятие о пространственных представлениях заключается в том, что мысленный аналог настоящей карты кажется довольно очевидным. Все, что субъект должен сделать для того, чтобы оценить феноменологическую реальность воображаемой "карты" физического пространства, это закрыть глаза и ответить на вопрос: "Сколько окон у меня в доме?". Независимо от того, имеется ли такая карта у крыс, это понятие является общим для всех психических процессов человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Карта когнитивная
от лат. cognitio – «знание, познание» – это образ знакомого пространственного окружения. Понятие предложил Э.Толмен в 1948 г. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета). Это – субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту – путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту и карту – обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов;
– особая ментальная структура переработки информации, поступающей от сенсорных органов, которая указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве (Панов, 1998).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА
образ знакомого пространственного окружения. Эти образы создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Различают карту-путь – последовательное представление маршрутов или связей между объектами и карту-обозрение – одновременное (симультантное) представление пространственного расположения объектов и связей между ними. Идея К. к. принадлежит необихевиористу Эдварду Толмену (1886–1959). В отличие от бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Согласно его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную К. к. того пути, которому нужно следовать для решения задачи. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменить поведение. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, регулирующие адаптацию организма к среде.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КАРТА КОГНИТИВНАЯ
субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Могут формироваться карты когнитивные различной степени общности, "масштаба" и организации: например, карта - обозрение или карта - путь - в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета. Выделяются:
1) карта - путь - как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту;
2) карта - обозрение - как одновременное представление пространственного расположения объектов. Для изучения карт когнитивных применяются разные методики: от простых зарисовок до шкалирования многомерного, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Выявлены тенденции:
1) к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых;
2) к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны;
3) к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным единицам таксономическим: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОГНИТИВНАЯ КАРТА
англ. cognitive тар) - субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.: К. к. - метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Тол мен ввел это понятие в статье "К. к. у крыс и человека" (1948) след. образом: "поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к. окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное". Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать "непосредственными" (или "натуральными"), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004