КАРАЯНИ Александр Григорьевич

Найдено 1 определение
КАРАЯНИ Александр Григорьевич
Родился 10 мая 1955 г. в Орджонекидзевском р-не Кустанайской области Казахстана. Среднюю школу окончил с золотой медалью в Ташкентской области. В 1977 г. окончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи с золотой медалью; в 1990 г. – Военно-политическую академию им. В. И. Ленина; в 1993 г. – адъюнктуру по кафедре психологии при Гуманитарной академии ВС РФ; в 2009 г. – факультет переподготовки и повышения квалификации Военного университета (переподготовка для выполнения нового вида деятельности в области юриспруденции (правовое обеспечение государственного и муниципального управления). С 1977 г. по 1990 г. проходил военную службу в должностях, связанных с воспитанием военнослужащих (Туркестанский, Киевский, Ленинградский военные округа, Группа Советских войск в Германии). 1979-1981 гг. – участвовал в боевых действиях в Афганистане. Награжден орденом «За службу Родине в ВС РФ» III ст. и 15 медалями. С 1990 г. по 2009 г. – занимается научно-педагогической работой. Полковник запаса. В 1993 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений»; в 1998 г. – докторскую диссертацию на тему «Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах». В 2000 г. присвоено ученое звание «профессор», а в 2009 г. – почетное звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации. С 1998 г. – член ученого совета Военного университета. С 2001 г. – председатель диссертационного совета Д 215.005.08 при Военном университете по специальностям: 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика и 19.00.05 – социальная психология (психологические науки). С 2003 г. – член Экспертного совета ВАК России по военной науке и технике, Совета по психологии учебно-методического объединения вузов России. Профессионально занимается психологией с 1990 г. В 1993 г. – преподаватель кафедры психологии; 1995 г. – доцент кафедры морально-психологического обеспечения; с 1998 г. – начальник кафедры психологии Военного университета. В 2007 г. избран президентом межрегиональной общественной организации «Общество психологов силовых структур». Руководитель секции военной психологии в Московском психологическом обществе. С 2000 г. – руководитель постоянно действующих семинаров и мастер-классов с организаторами реабилитационных структур Российского общества инвалидов боевых действий в Афганистане, практикующий психолог в Центре восстановительной терапии «Русь». В 2003 г. – лучший преподаватель Вооруженных Сил Российской Федерации. В 2008–2009 гг. возглавлял научные исследования, связанные с психологией терроризма и психологической экспертизой школьных учебников. Подготовил 2 докторов и 11 кандидатов наук. Области научных интересов: психология войны и боя; информационнопсихологическое противоборство; психологическая реабилитация участников боевых действий; психология общения; психология терроризма. Автор концепции целевого психологического ресурса (совокупность наличных и потенциально доступных для использования психологических условий, позволяющих военнослужащему эффективно решать боевые задачи определенного типа (класса)). Цпр может быть достаточным, недостаточным, неизвестным, расходоваться или заменяться квазиресурсом, становиться неадекватным цели деятельности. Цпр слагается из компонентов (персонального, межперсонального, надперсонального, экологоэргономического, замещающего), находящихся в отношениях взаимного дополнения и частичной взаимозаменяемости. Именно состояние Цпр определяет цели, задачи, алгоритмы, конкретные технологии психологического обеспечения боевых действий. Положение о Цпр является системообразующим элементом разрабатываемой А. Г. Караяни концепции психологического обеспечения боевых действий и военной психологии в целом. Подготовил более 100 публикаций (3 монографии, 6 учебников, 33 учебных пособия, более 60 научных статей) общим объемом более 300 п. л. Основные публикации: «Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах», 1998; «Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)», 1999 (в совт.); «Основы морально-психологического обеспечения деятельности ВС РФ», 2000 (в соавт.); «Активные методы социально-психологического обучения», 2002; «Психология и этика делового общения», 2003; «Психология и война», (в соавт.); «Военная профессиология», 2004 (в соавт.); «Психология отклоняющегося поведения военнослужащих в боевой обстановке», 2006 (в соавт.); «Прикладная во енная психология», 2006 (в соавт.); «Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера», 2006 (в соавт.); «Введение в профессию военного психолога», 2007 (в соавт.); «Социально-психологическая интеграция в российское общество инвалидов боевых действий», 2007 (в соавт.); «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика», 2007 (в соавт.); «Психология общения и переговоров в экстремальных условиях», 2008 (в соавт.); «История отечественной военной психологии», 2009 (в соавт.); «Военная психология», 2009 (в соавт.).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.