КАПТЕРЕВ Петр Федорович

Предыдущий термин:
Каптативный

Следующий термин:
КАПТОПРИЛ

Содержание:

Найдено 2 определения термина КАПТЕРЕВ Петр Федорович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КАПТЕРЕВ Петр Федорович

(1849-1922) — русский психолог и педагог. Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем — на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Ма-риинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков Энциклопедии семейного воспитания и обучения. В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка (Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц, 1876, 1914; Дидактические очерки, 1885; Педагогический процесс, 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном Уровне. Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек — существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 9/10 личность состоит из общественных элементов, и только 1/10 составляет в ней личное начало). Психическая Жизнь человека рассматривается как энер-Гетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления; знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания. К. раскрыл процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Социальную ценность и значимость личности он связывает с направленностью чувства силы, скромность — с адекватной самооценкой, застенчивость — с состоянием тревожности в ситуации ожидания оценки. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения, позывы, стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. Человеческое сознание оценивалось как творческое начало, самобытно созидающееся. В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям мотив и цель. Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулируемая система. К источникам деятельности относились как естественно-органические так и социально-культурные запросы и потребности. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливает ее как процесс социализации личности. Труды К. изданы в Избр. педагогических соч., М., 1982. В. В. Большакова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

КАПТЕРЕВ Петр Федорович

1849-1922) Русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их педагогическое и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «педагогического процесса» как целостного явления, в котором биологическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечет к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Сторожук Пётр Григорьевич (к 80-летию со дня рождения)

Быков И. М.
Читать PDF

Сторожук Пётр Григорьевич (к 80-летию со дня рождения)

Быков И. М.
Читать PDF

Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева слагаемые усп

Сацукевич Ирина Витальевна
Статья посвящена проблеме формирования субъектной позиции ребенка. Автор рассматривает взгляды замечательного русского педагога П. Ф.
Читать PDF

Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева слагаемые усп

Сацукевич Ирина Витальевна
Статья посвящена проблеме формирования субъектной позиции ребенка. Автор рассматривает взгляды замечательного русского педагога П. Ф.
Читать PDF

Развитие идей П. Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики

Лунёв Роман Сергеевич
Автор статьи оценивает вклад в педагогическую науку фундаментальных историко-педагогических и теоретических трудов П.Ф. Каптерева, показывает, как его идеи впоследствии развивались другими учеными.
Читать PDF

Развитие идей П. Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики

Лунёв Роман Сергеевич
Автор статьи оценивает вклад в педагогическую науку фундаментальных историко-педагогических и теоретических трудов П.Ф. Каптерева, показывает, как его идеи впоследствии развивались другими учеными.
Читать PDF

К 60-летию Виктора Федоровича петренко

Читать PDF

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда
Читать PDF

Педагогическая система Николая Федоровича Катанова

Султанбаева Клавдия Ивановна
Читать PDF

Педагогическая система Николая Федоровича Катанова

Султанбаева Клавдия Ивановна
Читать PDF

Владимир Федорович Чиж как психолог (1855-1922): малоизвестные страницы жизни и научного творчества

Журавель В. А.
В статье представлены малоизвестные факты о деятельности крупного русского психолога В. Ф. Чижа, его основных идеях и достижениях в экспериментальной, медицинской психологии и психологии личности.
Читать PDF

Владимир Федорович Чиж как психолог (1855-1922): малоизвестные страницы жизни и научного творчества

Журавель В. А.
В статье представлены малоизвестные факты о деятельности крупного русского психолога В. Ф. Чижа, его основных идеях и достижениях в экспериментальной, медицинской психологии и психологии личности.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!