КАН-КАЛИК Виктор Абрамович
КАН-КАЛИК Виктор Абрамович
1940-1991) - российский педагог, проф., докт. пед. наук (1985). Всю жизнь жил и работал в Грозном. Его канд. дис. по педагогике «Интерес к революционной героике в искусстве как фактор нравственного развития старшеклассников» (1971), защищенная в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, посвящена использованию системы К. С. Станиславского в подготовке и деятельности учителя. На основе этой системы разработал методику занятий для студентов пед. вузов с целью развития «эмоционально-творческой природы педагога». Докт. дис. «Педагогическая деятельность как творческий процесс» защитил в Ленингр. гос. пед. ин-те им. А. И. Герцена. До 1987 г. заведовал каф. педагогики и психологии Чечено-Ингушского гос. ун-та, с 1987 г. работал в должности ректора ЧИГУ. Руководил Головным советом по проблемам педагогики высшей школы Северо-Кавказского науч. центра высшей школы, был заместителем председателя Диссертационного совета Ростовского гос. ун-та. Тесно сотрудничал с НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, Науч.-исслед. ин-том проблем высшей школы, НИИ общей педагогики АПН СССР, Всерос. центром по проблемам О. У Кан-Калика был широкий спектр науч. интересов: нравственное воспитание молодежи, проблемы семейной педагогики, психол.-пед. основы преподавания литературы в школе, вопросы театральной педагогики. Наибольший вклад он внес в психологии профессионального О. как авт. системы обучения будущих педагогов основам профессионально-педагогического О. Система Кан-Калика использовалась в Чечено-Ингушском, Тюменском, Ростовском, Кабардино-Балкарском ун-тах, Минском, Пермском, Ростовском, Черкасском, Ставропольском и др. пед. ин-тах. Кан-Калик успешно сочетал науч., пед. и обществ. деятельность. В сентябре 1991 г. во время гос. переворота в Грозном он был похищен и жестоко убит экстремистами. Похоронен в Москве в 1993 г. рядом с могилой А. Д. Сахарова. Осн. труды: Педагогическая деятельность как творческий процесс, 1976; Основы профессиональнопедагогического общения, 1979; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопросы психол. 1985, № 4; Педагогическое общение: Метод. мат-лы к эксперим. программе «Педагогическая техника учителя», 1986; Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя, 1987, 1990; Грамматика общения, 1988; Педагогическое творчество (в соавт.), 1990; Тренинг профессионально-педагогического общения: Метод. рекомендации, 1990. Р. М. Кумышева, Н. Д. Никандров
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Кан–Калик Виктор Абрамович
(1946—1991) — профессор, доктор педагогических наук, ректор Чечено–Ингушского государственного университета (1990—1991 гг.). Трагически погиб в переломные для Чеченской Республики годы. Похоронен в Москве в 1993 г. рядом с могилой А. Д. Сахарова. В память о его гражданском подвиге одна из центральных улиц Грозного названа в честь Виктора Кан– Калика. Докторскую диссертацию «Педагогическая деятельность как творческий процесс» защитил в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. В. А. Кан–Калик обозначил свой подход к сущности педагогического творчества как личностный, включив в него органичное взаимодействие творческого процесса педагога и воспитуемых.
«Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно–воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта–субъекта педагогического воздействия». (В. Кан–Калик)
Ключевым методологическими понятиями в научном творчестве Кан–Калика являются концепция феномена педагогического общения как разновидности творческой деятельности; творческая индивидуальность педагога воплощенная в педагогическом общении; последовательно рассмотрена коммуникативно–эвристическая подструктура непосредственно участвующая в организации форм совместной творческой работы педагога и детей. Общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает как важная творческая подсистема. В. А. Кан–Калик выделяет три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание. Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия. Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально–личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. В. А. Кан–Калик, (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:
– уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», по шаблону», по опыту других учителей;
– уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
– эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
– высший уровень творчества педагога, который характеризует-
ся его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется в самореализации педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, в определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построении программы самосовершенствования.
Осн. труды: Педагогическая деятельность как творческий процесс, 1976; Основы профессионально–педагогического общения, 1979; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопросы психол. 1985, № 4; Педагогическое общение: Метод. мат–лы к эксперим. программе «Педагогическая техника учителя», 1986; Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя, 1987, 1990; Грамматика общения, 1988; Педагогическое творчество (в соавт.), 1990; Тренинг профессионально–педагогического общения: Метод.рекомендации, 1990. Р. М. Кумышева, Н. Д. Никандров. (Гоголева В. В.)
«Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно–воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта–субъекта педагогического воздействия». (В. Кан–Калик)
Ключевым методологическими понятиями в научном творчестве Кан–Калика являются концепция феномена педагогического общения как разновидности творческой деятельности; творческая индивидуальность педагога воплощенная в педагогическом общении; последовательно рассмотрена коммуникативно–эвристическая подструктура непосредственно участвующая в организации форм совместной творческой работы педагога и детей. Общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает как важная творческая подсистема. В. А. Кан–Калик выделяет три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание. Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия. Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально–личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. В. А. Кан–Калик, (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:
– уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», по шаблону», по опыту других учителей;
– уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
– эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
– высший уровень творчества педагога, который характеризует-
ся его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется в самореализации педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, в определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построении программы самосовершенствования.
Осн. труды: Педагогическая деятельность как творческий процесс, 1976; Основы профессионально–педагогического общения, 1979; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопросы психол. 1985, № 4; Педагогическое общение: Метод. мат–лы к эксперим. программе «Педагогическая техника учителя», 1986; Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя, 1987, 1990; Грамматика общения, 1988; Педагогическое творчество (в соавт.), 1990; Тренинг профессионально–педагогического общения: Метод.рекомендации, 1990. Р. М. Кумышева, Н. Д. Никандров. (Гоголева В. В.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014