КАЛМЫКИ

Найдено 1 определение
КАЛМЫКИ
народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего к нам из Монголии. Исторические хроники свидетельствуют, что с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и многочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа. Калмыки разработали свою оригинальную систему использования обширных степных пастбищ. Академик И. И. Лепехин в конце XIX века писал о калмыках: "От них польза есть. Они занимают пустые степи ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хороших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот". Многие исследователи поэтому считают, что такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым обеспечивали успешность жизни калмыков в достаточно трудных природно-климатических условиях. Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выполнять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать; несмотря на то что калмычка находилась в полном подчинении мужчины и под его контролем, она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту. Известный исследователь обычаев и традиций этого народа П. Небольсин писал: "Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значение. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины. Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса или аила), заметив,что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лошади, должен сам спешиться и помочь ей сойти с седла. Женщина, жена или дочь, сама угощает гостей". В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами. Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей. К. - достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Новые социально - экономические реалии и этнодемографические процессы (на примере республики Калмыки

Намруева Л.В.
Читать PDF
0.00 байт

Физические упражнения национальных видов спорта в процессе подготовки обучающихся Республики Калмыки

Калдариков Эдуард Николаевич
Нами анализировалась физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыки

Наднеева Кермен Анджукаевна
Данная статья посвящена анализу взаимодействия толерантного и интолерантного, светского и религиозного в духовном пространстве Юга России, Республики Калмыкия. Автор раскрывает противоречивость и нестандартность этого процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Университет как драйвер экономического и социального развития региона (на примере республики Калмыки

Уланова Галина Владимировна
В статье на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова рассматривается роль региональных вузов в социально-эконо-мическом развитии регионов.
Читать PDF
0.00 байт

Внутрирегиональные миграционные процессы в республике Калмыкия

Бадмаева Ногана Вячеславовна
В статье представлен статистический анализ внутрирегиональных миграционных процессов в Республике Калмыкия в период с 1995 по 2005 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Демографический и трудовой потенциалы населения республики Калмыкия

Бадмаева Н. В., Иджаева Б. В.
В статье рассматриваются демографический и трудовой ресурсы республики как важные составляющие социально-экономического потенциала региона.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ рождаемости в городских поселениях и сельской местности Республики Калмыкия (1992-2005гг. )

Нусхаева Б.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Моделирование продолжительности возвратной трудовой миграции населения региона на примере Калмыкии

Кованова Екатерина Сергеевна, Эльдяева Нина Александровна
Рассмотрен процесс внутренней трудовой миграции населения Республики Калмыкия и показано его эконометрическое моделирование. Республика характеризуется значительной долей выезжающего населения за ее пределы.
Читать PDF
0.00 байт

Рождаемость и репродуктивные установки сельского населения Республики Калмыкия

Нусхаева Байрта Басанговна
В сельских территориях Калмыкии сложилась сложная демографическая ситуация. Анализ статистических данных свидетельствует об интенсивном снижении коэффициентов естественного прироста сельского населения в регионе, и с 2012 г.
Читать PDF
0.00 байт

Статистический анализ младенческой смертности в республике Калмыкия

Санджиева Дарина Батровна
В статье анализируется динамика младенческой смертности в Республике Калмыкия с 2006 по 2015 гг. Дана сравнительная характеристика с общероссийскими показателями.
Читать PDF
0.00 байт

Архитектурные традиции калмыков: от кочевой кибитки к буддийскому храму

Батырева Светлана Гарриевна
Описывается калмыцкая архитектура в системе изобразительного искусства Калмыкии XIX начала XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период

Марзаева Марина Борисовна
*Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Нация и государство в мировой истории» (проект КИГИ РАН «Этнокультурная политика в мультиэтничном регионе Российской Федерации: конструирование э

Похожие термины:

  • КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична

    (1913-1993)-психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Основные темы научных исследований: индивидуальные особенности детей, их обучаемость, диагностика умственного разви