Калифорнийский личностный опросник это что такое Калифорнийский личностный опросник: определение — Психология.НЭС

Калифорнийский личностный опросник

Найдено 1 определение:

Калифорнийский личностный опросник

California Personality Anventory, CPI) — опросник личностный, разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный вариант издан в 1956 г. К. л. о. содерит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений: — При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно. — Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно. — Самое важное для меня — служебный долг перед соотечественниками. Верно — неверно. — Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно. Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 12 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение профильных оценок по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы К. л. о. объединены Г. Гоухом в четыре группы. I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В эту группу входит 6 шкал: (а) шкала доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; (б) шкала способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства как честолюбие и самоуверенность, которые приводят к достижению определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют; (в) шкала общительности — предназначена для дифференциации людей с общительным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; (г) шкала социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, но человек, имеющий высокие оценки по этой шкале не просто любит находиться в обществе других людей, но использует их для своей выгоды, манипулирует ими; (д) шкала самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; (е) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности. II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу объединяются следующие 6 шкал: (а) шкала ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; (б) шкала социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности ассоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида; (в) шкала самоконтроля — делает акцент на степень одобрения и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; (г) шкала толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; (д) шкала хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; (е) шкала обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых. III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: (а) шкала достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; (б) шкала достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; (в) шкала интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки. IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: (а) шкала психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим; (б) шкала гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; (в) шкала женственности — определяет "маскулинность" и "феминность" интересов. Из общего набора шкал К. л. о. три используются как шкалы контрольные: 1) "чувства благополучия" (Wb) — позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в "худшем свете"; 2) "хорошего впечатления" (Gi) — склонность к социально положительным ответам; 3) "обычности" (Gm) — идентификация случайных ответов). Формулирование, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась, в основном, по эмпирическому критерию: пункты опросника в отдельные шкалы группировались на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п.). При этом К. л. о. создавался на основе MMPI. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К. л. о. рассматривался автором как открытый для дополнения исследовательский метод. В результате многочисленных исследований Г. Гоух (1960) пришел к заключению, что "основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте". Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения взвешенных комбинаций показателей К. л. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. л. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. Наряду с этим, оригинальный вариант К. л. о. не лишен определенных недостатков. Г. Гоух признает некоторую избыточность 18 шкал опросника. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. л. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности изучения креативных качеств личности. К основным шкалам К. л. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. Работа по адаптации и рестандартизации К. л. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19—24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты.
Читать PDF

Концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс)

Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е.
В статье представлено концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс).
Читать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста

Ласовская Татьяна Юрьевна, Сарычева Юлия Викторовна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Надежность частей «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Т. Ю. Ласовская, Ц. П. Короленко, С. В. Яичников) определялась на двух выборках.
Читать PDF

Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктно

Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.).
Читать PDF

Возможности использования стандартизированных опросников для исследования личностных черт в ситуатив

Погребицкая Виктория Евгеньевна
В статье рассматриваются подходы к изучению личностных черт и различные ситуативные подходы.
Читать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: достоинства и недостатки

Ласовская Татьяна Юрьевна, Короленко Цезарь Петрович, Яичников Сергей Владимирович
В статье проводится анализ опыта практического применения «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства формы А», разработанного на кафедре клинической психологии Новосибирского гос
Читать PDF

Использование 16-факторного личностного опросника Кэттелла для оценки и прогнозирования адаптационны

И.В.Соловьев
Читать PDF

Факторизация опросника личностных достоинств

Водяха Сергей Анатольевич
Рассматриваются основные подходы к диагностике достоинств характера личности. Анализируется несколько подходов к исследованию достоинств характера личности.
Читать PDF

Модификация опросника диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой

Болотина Надежда Владимировна
Данная статья представляет собой стандартизацию инструментария, включает проверку полученных результатов на нормальность распределения и репрезентативность, а также расчет показателей надежности и вал
Читать PDF

ДИАГНОСТИКА ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОЙ СУВЕРЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ: РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА

Шаповаленко А.А.
Задача самоопределения в виртуальном мире, отстаивания собственной идентичности, психологических границ, личностной суверенности в интернет-пространстве, в социальной онлайн сети насущная личностная з
Читать PDF

Определение надежности параллельных форм опросника для диагностики пограничного личностного расстрой

Ласовская Татьяна Юрьевна, Лермонтов Павел Алексеевич, Ларин Андрей Владимирович
Цель исследования: определение надежности параллельных форм «А» и «С», опросника для диагностики пограничного личностного расстройства (ПЛР).
Читать PDF

Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника

Котенев И.О.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: