Калифорнийский личностный опросник это что такое Калифорнийский личностный опросник: определение — Психология.НЭС
КАЛИФОРНИЙСКАЯ ШКАЛА  РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

Калифорнийский личностный опросник

Найдено 1 определение:

Калифорнийский личностный опросник

California Personality Anventory, CPI) — опросник личностный, разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный вариант издан в 1956 г. К. л. о. содерит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений: — При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно. — Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно. — Самое важное для меня — служебный долг перед соотечественниками. Верно — неверно. — Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно. Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 12 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение профильных оценок по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы К. л. о. объединены Г. Гоухом в четыре группы. I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В эту группу входит 6 шкал: (а) шкала доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; (б) шкала способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства как честолюбие и самоуверенность, которые приводят к достижению определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют; (в) шкала общительности — предназначена для дифференциации людей с общительным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; (г) шкала социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, но человек, имеющий высокие оценки по этой шкале не просто любит находиться в обществе других людей, но использует их для своей выгоды, манипулирует ими; (д) шкала самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; (е) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности. II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу объединяются следующие 6 шкал: (а) шкала ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; (б) шкала социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности ассоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида; (в) шкала самоконтроля — делает акцент на степень одобрения и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; (г) шкала толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; (д) шкала хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; (е) шкала обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых. III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: (а) шкала достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; (б) шкала достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; (в) шкала интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки. IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: (а) шкала психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим; (б) шкала гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; (в) шкала женственности — определяет "маскулинность" и "феминность" интересов. Из общего набора шкал К. л. о. три используются как шкалы контрольные: 1) "чувства благополучия" (Wb) — позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в "худшем свете"; 2) "хорошего впечатления" (Gi) — склонность к социально положительным ответам; 3) "обычности" (Gm) — идентификация случайных ответов). Формулирование, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась, в основном, по эмпирическому критерию: пункты опросника в отдельные шкалы группировались на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п.). При этом К. л. о. создавался на основе MMPI. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К. л. о. рассматривался автором как открытый для дополнения исследовательский метод. В результате многочисленных исследований Г. Гоух (1960) пришел к заключению, что "основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте". Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения взвешенных комбинаций показателей К. л. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. л. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. Наряду с этим, оригинальный вариант К. л. о. не лишен определенных недостатков. Г. Гоух признает некоторую избыточность 18 шкал опросника. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. л. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности изучения креативных качеств личности. К основным шкалам К. л. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. Работа по адаптации и рестандартизации К. л. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19—24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Калифорнийский личностный опросник — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс)

Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е.
В статье представлено концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс). Проанализированы подходы зарубежных и отечественных исследователей к пониманию личностных экспектаций в контексте самодетерминации личности. Обосновываются выделенные диагностические блоки опросника: ожидания в сфере межличностных отношений, ожидания в контексте жизненной перспективы, ожидания к собственному личностному потенциалу с учётом теоретических предпосылок. Финансовая поддержка РГНФ (проект № 09-06-00067а).
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста

Ласовская Татьяна Юрьевна, Сарычева Юлия Викторовна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Надежность частей «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Т. Ю. Ласовская, Ц. П. Короленко, С. В. Яичников) определялась на двух выборках. Клиническая выборка состояла из лиц с нарушением поведения, химических и нехимических аддиктов и пр. (всего 141 человек). Значение a-коэффициента Рюлона 0,96; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,85; Альфа Кронбаха 0,86. Неклиническую выборку составили студенты вузов (200 человек, средний возраст 19,4 года). Значение a-коэффициента Рюлона 0,98; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,77. Вывод: опросник для диагностики пограничного личностного расстройства имеет высокие показатели надежности.
Скачать PDF

Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктно

Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.). Батарею конвергирующих тестов составили Шкала диссоциации, Шкала оценки суицидального риска, Шкала депрессии Бека. Тест смысложизненных ориентаций выбран как дискриминантный тест. Также в качестве дискриминантного параметра выбран возраст. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ, средний возраст 22,0 года. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. Выявлена обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (-0,43). С таким параметром как возраст связи не выявлено (-0,25). Выводы: конструктная валидность опросника является удовлетворительной.
Скачать PDF

Возможности использования стандартизированных опросников для исследования личностных черт в ситуатив

Погребицкая Виктория Евгеньевна
В статье рассматриваются подходы к изучению личностных черт и различные ситуативные подходы. Предлагается направление исследований для их синтезирования, которое открывает дополнительные возможности при использовании традиционных психодиагностических методов. Рассматривается возможность анализа ситуативных составляющих в вопросах тестовых методик. Данный подход позволит учитывать ситуационный контекст при использовании традиционных тестов-опросников.
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: достоинства и недостатки

Ласовская Татьяна Юрьевна, Короленко Цезарь Петрович, Яичников Сергей Владимирович
В статье проводится анализ опыта практического применения «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства формы А», разработанного на кафедре клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. Достоинствами опросника является высокий уровень его валидности и надежности. Из недостатков — большое количество вопросов и риск гипердиагностики пограничного личностного расстройства. Для устранения этих недостатков предлагается новая форма опросника — форма «S»-скрининг, состоящая из 20-ти вопросов.
Скачать PDF

Использование 16-факторного личностного опросника Кэттелла для оценки и прогнозирования адаптационны

И.В.Соловьев
Скачать PDF

Факторизация опросника личностных достоинств

Водяха Сергей Анатольевич
Рассматриваются основные подходы к диагностике достоинств характера личности. Анализируется несколько подходов к исследованию достоинств характера личности. Рассмотрены особенности идентификации достоинств характера посредством VIA-классификации достоинств. Рассматриваются концептуальные проблемы группирования достоинств личности в группы добродетелей и факторизации опросника. Приводятся данные о надежности и факторной структуре опросника в целом и отдельных шкал. Полученные в исследовании данные подтверждают преимущества четырехфакторной модели достоинств личности.
Скачать PDF

Модификация опросника диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой

Болотина Надежда Владимировна
Данная статья представляет собой стандартизацию инструментария, включает проверку полученных результатов на нормальность распределения и репрезентативность, а также расчет показателей надежности и валидности анкеты «Удовлетворенность работой в образовательной организации» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Для количественной обработки полученных результатов использовался пакет прикладных программ корпорации Stat Soft Statistica 7.1 для среды Windows (коэффициент корреляции t-Кендалла, факторный анализ (по методу главных компонентов с применением вращения Varimax normalized)). Полученные результаты подвергались проверке на нормальность распределения и репрезентативность выборки. Нормальность распределения данных рассчитывалась и была подтверждена критерием d-Смирнова-Колмогорова. Проверка репрезентативности данных общей генеральной совокупности осуществлялась методом деления испытуемых на две группы по принципу «чет нечет» с последующим корреляционным анализом по критерию t-Кендалла полученных двух половинок. Оценка надежности определялась при помощи Тета-надежности с применением факторного анализа Варимакс после вращения. В процессе валидизации анкеты вопросы-утверждения подвергались экспертной валидизации с применением критерия альфа Кронбаха. Модификация опросника для проведения исследования в образовательной организации заключается в специфике образовательной организации, проведении опроса в экспресс-форме и смысловом содержании вопросов, соответствующих деятельности педагога в образовательной организации.
Скачать PDF

Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника

Котенев И.О.
Скачать PDF

Личностные особенности студенток с различной структурой самоотношения

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты пилотажного исследования сравнительного анализа личностных особенностей четырех групп студенток, сформированных по доминирующему эмоциональному компоненту самоотношения
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Похожие термины: