Калифорнийский личностный опросник
Калифорнийский личностный опросник
California Personality Anventory, CPI) — опросник личностный, разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный вариант издан в 1956 г. К. л. о. содерит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов CPI вошли 178 утверждений из состава MMPI. Примеры утверждений: — При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем. Верно — неверно. — Я прочитываю не менее десяти книг в год. Верно — неверно. — Самое важное для меня — служебный долг перед соотечественниками. Верно — неверно. — Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым. Верно — неверно. Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 12 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение профильных оценок по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы К. л. о. объединены Г. Гоухом в четыре группы. I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В эту группу входит 6 шкал: (а) шкала доминирования — предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; (б) шкала способности к поддержанию статуса — нацелена на такие свойства как честолюбие и самоуверенность, которые приводят к достижению определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют; (в) шкала общительности — предназначена для дифференциации людей с общительным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; (г) шкала социального присутствия — во многом сходна с предыдущей, но человек, имеющий высокие оценки по этой шкале не просто любит находиться в обществе других людей, но использует их для своей выгоды, манипулирует ими; (д) шкала самопринятия — определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; (е) чувства благополучия — отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности. II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу объединяются следующие 6 шкал: (а) шкала ответственности — идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; (б) шкала социализации — отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности ассоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида; (в) шкала самоконтроля — делает акцент на степень одобрения и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; (г) шкала толерантности — измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; (д) шкала хорошего впечатления — служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; (е) шкала обычности — основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых. III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: (а) шкала достижения через подчинение — стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; (б) шкала достижения через независимость — способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; (в) шкала интеллектуальной продуктивности — оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки. IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: (а) шкала психологического склада ума — знание людей, проницательность, интерес к окружающим; (б) шкала гибкости — дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; (в) шкала женственности — определяет "маскулинность" и "феминность" интересов. Из общего набора шкал К. л. о. три используются как шкалы контрольные: 1) "чувства благополучия" (Wb) — позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в "худшем свете"; 2) "хорошего впечатления" (Gi) — склонность к социально положительным ответам; 3) "обычности" (Gm) — идентификация случайных ответов). Формулирование, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась, в основном, по эмпирическому критерию: пункты опросника в отдельные шкалы группировались на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т. п.). При этом К. л. о. создавался на основе MMPI. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с MMPI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К. л. о. рассматривался автором как открытый для дополнения исследовательский метод. В результате многочисленных исследований Г. Гоух (1960) пришел к заключению, что "основным принципом многофакторных методик типа CPI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте". Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения взвешенных комбинаций показателей К. л. о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К. л. о. По мнению А. Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. Наряду с этим, оригинальный вариант К. л. о. не лишен определенных недостатков. Г. Гоух признает некоторую избыточность 18 шкал опросника. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкал опросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей. К. л. о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает MMPI. Опросник используется для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности изучения креативных качеств личности. К основным шкалам К. л. о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. Работа по адаптации и рестандартизации К. л. о. для русскоязычных испытуемых начата Н. В. Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19—24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.
Источник: Клиническая психология. Словарь