КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ это что такое КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ: определение — Психология.НЭС
Качественное исследование Качественные методы исследования

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Найдено 1 определение:

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

методы исследования, ориентированные на схватывание индивидуально-специфич-ного, уникального, максимально приближенного к условиям проявления в реальной жизни. Исходя из по-сылки о невозможности дискретизации и статизации поточности человече-ского бытия без ущерба для понимания его сущности и схватывания тончайших нюансов индивидуального переживания и интерпретации происходящего, качественные методы ориентированы на неструктурированность, максимальную адаптируемость к изменению условий, выявле-нию новых контекстов и идей. Примерами качественных методов являют-ся неструктурированное или свободное интервью, неструктурированное или полевое, а также включенное наблюдение, изучение документов или артефактов, феноменологическое интервью, сенсмейкинг, фокус группы и т.п. Преодолевая традиционные ограничения количественных методов исследования (см. количественные методы), качественные методы акцен-тируются на своеобразии контекстов, выявлении значений и своеобразия интерпретаций, гибки, диалогичны и интерактивны по процедуре, естест-венны по характеру. Вместе с тем они обладают и целым рядом ограничений, ведущим из которых является высокая степень субъективности (см табл. № 3 Приложения). Традиционно противопоставляются количественным методам исследования (см. статью).

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций

Мельникова Ольга Тимофеевна, Ерохин Resturlaub
В статье рассматриваются возможности качественной методологии как средства исследования ценностных ориентаций и источников изменений в системе ценностей респондентов. Предлагается стратегия поэтапного сочетания опросных, метрических и графических методик. Описывается эмпирическое исследование роли информационной среды в генезисе и трансформации системы ценностных ориентаций представителей молодежной аудитории.
Скачать PDF

Круглый стол «Качественные методы исследования в психологии» (Санкт-Петербургский государственный ун

Щербакова Ольга Владимировна
Статья представляет собой научный отчет о круглом столе «Качественные методы исследования в психологии», прошедшем 27 апреля 2012 г. в рамках научной программы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века». Освещается содержание основных докладов круглого стола, излагаются ключевые направления дискуссии. Особое внимание уделено рассмотрению магистральных направлений развития качественной методологии, обсуждению вопроса об особом статусе качественных исследований в психологии и типичных заблуждений в отношении качественных методов.
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии. Предлагается и обосновывается применение метода качественного анализа к материалам методики, что подразумевает отход от формальной схемы, внимание к способам выполнения задания, учет последовательности ответов, контекста и модификации инструкции. В соответствии с традициями отечественной патопсихологии при рассмотрении особенностей и нарушений психической деятельности, выявляемых методикой, выделаются четыре аспекта: мотивация, контроль и критичность, динамика, а также инструментальный аспект. Подробно описываются феномены, наблюдаемые при рассмотрении мотивационного аспекта
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга. Подробно описываются феномены, проявляющиеся при анализе контроля и критичности, динамики, а также инструментального аспекта деятельности испытуемого. Обсуждаются ограничения интерпретации результатов методики в терминах гипотезы фрустрации-агрессии.
Скачать PDF

Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической ди

Микадзе Юрий Владимирович
В статье рассматривается роль различных методических подходов в нейропсихологической диагностике, в частности ориентированных на качественный и количественный анализ, с точки зрения тех задач, которые могут ставиться перед нейропсихологом в клинической практике.
Скачать PDF

Разработка и определение эффективности метода качественной и количественной оценки потребностей чело

Мулик А.Б., Постнова М.В., Мулик Ю.А., Новочадов Валерий Валерьевич
В результате обобщения существующих подходов к оценке потребностей человека разработана универсальная методика, позволяющая дифференцировано определять количественную выраженность физиологических, потребностей в безопасности, репродуктивных, социальных, потребностей в образовании, потребностей в самореализации, объединяя их в две группы, характеризующихся центростремительным началом и ориентированных на вовлеченность в социум. Обоснована целесообразность расчета двух производных показателей: степени актуализации потребностей и установки на успех достижения результата. Доказана взаимосвязь разработанных показателей с ключевыми психофизиологическими и психологическими характеристиками человека.
Скачать PDF

Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений

Левченко Е. В., Продовикова А. Г.
Обсуждается проблема соотношения качественной и количественной методологии в психологии на примере исследования представлений о сознании и бессознательном. В этом исследовании данные ассоциативного эксперимента обрабатываются прототипическим анализом П. Вержеса, тяготеющим к количественной методологии, и контент-анализом, где доминирует качественная методология. Показано, что контент-анализ дает более богатый результат, адекватнее отражающий феноменологию социальных представлений
Скачать PDF

Специфика качественных методов исследования в рекламной деятельности

Зыгалова Анна Валерьевна
В статье рассматривается специфика применения качественных методов исследования в рекламной деятельности. В теоретическом разделе статьи описаны виды качественных методов исследования и приведена классификация проективных методик. В практическом разделе статьи рассмотрены результаты социологического исследования рекламы специальности «Социология», подтверждающие эффективность применения качественных методов в рекламной деятельности.
Скачать PDF

Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии

Мельникова Ольга Тимофеевна, Хорошилов Дмитрий Александрович
Рассматриваются основные предметные области качественного социально-психологического исследования: социальные представления, социальная Р идентичность, установки, ценности и идеологии, коллективная память, психология среды. Основываясь на том, что проблематика современной социальной психологии во многом определяется так называемой «парадигмой социального познания», автор дает представление об объекте психологии социального познания обыденном сознании, его функциях, значении, особенностях изучения. Обсуждается соотношение теории, предмета и метода в психологическом исследовании в контексте когнитивного, языкового и исторического «поворотов» в истории социальной психологии. Формулируется определение предмета качественного исследования в парадигме социального познания. Анализируется теория социальных представлений С. Московичи. Приведены примеры качественных исследований, выполненных в русле этой теории, а также исследований социальной идентичности, социальных установок, ценностей и идеологии. Представлена теория дискурса и выработанный ею собственный метод дискурсанализа. Автор останавливается также на инновационных предметных областях социальной психологии. Задаются новые линии освоения качественных исследований, связанные с пространственно-временными аспектами социального познания: речь идет об образе «жизненной» среды и коллективной (социальной) памяти. Делается заключение о том, что проведенный теоретико-методологический анализ предметных областей качественного исследования в психологии позволяет рассмотреть взаимосвязь предмета и метода. Таким образом, определение предмета качественных исследований является исходной точкой отсчета для обсуждения их методологических проблем
Скачать PDF

Методики формирования и качественные модели сформированности психологических детерминант стрессоусто

Кузнецов Антон Александрович, Набойченко Евгения Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы формирования профессионально значимого качества стрессоустойчивости у курсантов высшей школы МЧС на этапе подготовки в системе высшего образования. Описаны методики исследований, направленных на диагностику таких факторов профессиональной пригодности, как готовность к риску, интернальный лoкус контрoля, стрессoустойчивoсть курсантов, и анализируются результаты проведенных исследований. Рассматривается методика построения качественной модели будущего сотрудника МЧС, основанная на выявленных корреляционных зависимостях уровня стрессоустойчивости личности курсанта. Определены идеальная, допустимая и критичная модели сформированности психологических детерминант стрессоустойчивости. Показано на конкретном примере применение качественной модели курсанта для определения профессиональной пригодности и разработки индивидуальной программы по формированию или развитию профессионального качества будущего сотрудника МЧС, количественные показатели по которому указывают на необходимость психолого-педагогического сопровождения. Приводятся основные подходы к формированию психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС, даются рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в процессе обучения на основе сопоставления индивидуальных моделей курсантов. Обсуждается необходимость комплексного подхода в создании психолого-педагогических условий для формирования стрессоустойчивости и роль мотивирующих факторов в процессе подготовки будущих специалистов МЧС.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Похожие термины: