Качества мышления и структура интеллекта

Найдено 1 определение:

Качества мышления и структура интеллекта

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. "Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми" (Айзенк). Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации" 2. Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость" 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5. память; 6. способность к рассуждению; 7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским). По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны

Дежкина Ю.А.
Анализируются психологические особенности поведения и деятельности сотрудников пожарной охраны, работающих в экстремальных условиях, с риском для жизни. Рассматривается структура профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны на различных этапах профессионализации.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ

Губин Владимир Алексеевич, Савин Михаил Вадимович
На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается профессиографический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления ВМФ. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления различной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления ВМФ.
Скачать PDF

Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительно

Элкснит А. Г., Михайлова В. П.
Скачать PDF

Внутренняя картина болезни в структуре качества жизни у больных с соматической патологией

Вассерман Людвиг Иосифович, Трифонова Елена Александровна, Федорова Вера Львовна
Рассматриваются методологические вопросы исследования качества жизни и внутренней картины болезни (отношения к болезни) у больных с соматической патологией. Указывается на содержательное сходство понятий качества жизни и внутренней картины болезни как структурно сложных феноменов, отражающих особенности переживания индивидом жизненной ситуации в связи с нарушениями здоровья. Анализируется соотношение качества жизни и внутренней картины болезни как метаи макросистем, подчеркивается необходимость их исследования с позиций системного обеспечения адаптации человека, что предполагает многомерную и многоуровневую оценку его функционирования
Скачать PDF

Саногенное мышление в структуре личности

Гасанова Диана Имиралиевна
Рассмотрены разные точки зрения на построение структуры личности в современной отечественной психологии. Определено, что основные психологические новообразования структуры личности старшего дошкольника, такие как произвольность, внутренний план действия и рефлексия составляют основу саногенного мышления ребенка и влияют на формирование навыков позитивного мышления. С учетом выявленных взаимосвязей, взаимозависимостей и соподчинения в структуре личности дошкольника автором разработана комплексная программа по психологии оздоровления личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Скачать PDF

Особенности структуры субъектных качеств будущих специалистов IT-сферы

Лызь Наталья Александровна
Рассмотрены субъектные (личностные) качества, которые позволяют индивидууму выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления различными видами деятельности. Раскрыта взаимосвязь рефлексивности, интернального локуса контроля и умений саморегуляции в структуре субъектных качеств студентов, обучающихся по специальностям информатики и вычислительной техники, и студентов гуманитарных направлений. Показана недостаточная личностная зрелость студентов, специализирующихся в сфере информационных технологий, предположительно связанная с влиянием технизированной образовательной среды.
Скачать PDF

Качественные особенности психологической структуры ответственности у африканских и латиноамерикански

Тимофейчева В.А.
Анализируются качественные характеристики психологической структуры ответственности у африканских и латиноамериканских студентов.
Скачать PDF

Исследование структуры расстройств мышления при шизофрении с позиций концептуальной модели психики Л

Чередникова Татьяна Владимировна
Целью исследования были систематизация и анализ патологических феноменов мышления при шизофрении для изучения структурных механизмов их нарушений и классификации в рамках теоретической модели мышления Л.М. Веккера. В исследовании приняли участие 125 человек с различными расстройствами шизофренического спектра. Было использовано 19 диагностических методик, среди них 4 вербальных и 3 невербальных теста мышления. Факторный анализ полученных результатов выделил 7 независимых факторов структурных расстройств мышления, предсказанных тестируемой теоретической моделью.
Скачать PDF

Структура и основные психодиагностические характеристики методики оценки психотикозависимого качеств

Бурковский Георгий Васильевич, Незнанов Николай Григорьевич, Коцюбинский Александр Петрович
В статье излагается опыт авторов по созданию нового инструмента для оценки качества жизни при эндогенных психозах. Апробация способа диагностики с помощью предлагаемого инструмента проведена на 50 психически больных (30 мужчин и 20 женщин в возрасте 18-35 лет), находившихся в отделении внебольничной психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева. Инструмент состоит из 42 закрытых вопросов. Методика оценки психотикозависимого качества жизни (КЖ2Ф) является новым измерительным инструментом для использования в психиатрической практике. Она расширяет спектр психодиагностических возможностей для оценки столь важных для психосоциальной реабилитации параметров.
Скачать PDF

Результаты исследования когнитивного компонента в структуре профессионально важных качеств кинологов

Мордюшенко Сергей Николаевич
В статье изучены интеллектуальные качества кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Определена роль когнитивного компонента в общей структуре профессионально важных качеств спасателей кинологической службы. Проведен анализ общих способностей среди опытных и начинающих кинологов-спасателей.
Скачать PDF

Структура мышления как основа познания

Баранова Л.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!