К

Найдено 3 определения термина К

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

К

Аббревиатура для обозначения побудительной мотивации в теории Халла.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

К`

Аббревиатура для обозначения физического стимула в теории Халла.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАКОГНИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карпов Александр Анатольевич, Асоев Бесарион Михайлович
В статье рассматриваются психологические особенности креативности как общей способности в контексте ее закономерной взаимосвязи с основными параметрами метакогнитивной сферы личности. Данная взаимосвязь всесторонне раскрыта в контексте учебной деятельности. Ее изучение было организовано с учетом разработанного нами ранее принципа дублирования исследования, применяемого в целях получения максимально точных результатов. Описаны наиболее важные предпосылки для проведения исследования, одной из которых является доказанная зависимость уровня двух других общих способностей личности (интеллекта и обучаемости) и степени структурной организации метакогнитивных свойств личности в контексте реализации различных видов профессиональной деятельности. Сформулированы представления о творческих способностях как важном факторе структурной организации метакогнитивных качеств личности в учебной деятельности. Выявлены конкретные характеристики зависимости между уровнем развития креативности и значениями индексов структурной организации метакогнитивных качеств. Определены положения, согласно которым креативность можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов метакогнитивной регуляции учебной деятельности. Показано, что метакогнитивная регуляция обладает специфическими закономерностями, в первую очередь, в отношении исследуемого в работе вида деятельности.The article discusses the psychological characteristics of creativity as a general ability in the context of its relationship with the basic parameters of the personality’s metacognitive sphere. This relationship is comprehensively disclosed in the context of learning activity. Its study was organized on the principle of duplication of research, used in order to obtain the most accurate results. This principle was developed by us earlier. Is described the most important research background, one of which is the proof of the dependence of the level of the other two general abilities of the personality (intelligence and learning ability) and the degree of the structural organization of metacognitive personality traits in the context of the implementation of various types of professional activities. Are formulated ideas about creativity as an important factor of the structural organization of the personality’s metacognitive traits in learning activity. Are identified the specific characteristics of the relationship between the level of creativity and the values of indices of structural organization of metacognitive traits. Are determined the conditions under which creativity can be considered as one of the most important factors in the metacognitive regulation of learning activity. First and foremost, metacognitive regulation has specific peculiarities in relation to the investigated type of activity.
Скачать PDF

КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА НАУКИ

Прыгин Геннадий Самуилович
На примере категории сознания рассматривается кризис психологической науки как части западной культуры и западной цивилизации. Показано, что те или иные концепции сознания, являясь порождением культуры, вовсе не обязательно должны приниматься соответствующей ей цивилизацией. Принимаются лишь такие концепции, которые имеют прагматическую (утилитарную) ценность и не представляют угрозу существованию или развитию самой цивилизации. Это связано с тем, что изначально любая наука проявляется как духовное стремление к познанию, как акт культуры, однако именно цивилизация затем разрушает науку, ориентируя ее на прагматизм и превращая ее открытия в утилитарные продукты. Статус-кво науки вообще и психологии в том числе обусловлены, в частности, тем, что современное знание лишено целостного мировоззрения и ценится лишь по своей технической пригодности. Утверждается, что преодоление кризиса психологии возможно при условии пересмотра ее методологических основ, и главным образом, при кардинальной смене ее основной парадигмы и предмета. К обсуждению предлагаются новые психологические категории и задачи, возникающие при смене основной парадигмальной установки. В завершении статьи вводится новое понятие «Общая метапсихология».In the article on the example of the category of consciousness here is considered a crisis of psychology as a part of Western culture and Western civilization. It is shown that these or other concepts of consciousness, being a product of culture, do not necessarily have to be accepted by the corresponding civilization. Only such concepts are accepted that have pragmatic (utilitarian) value and do not pose a threat to the existence or development of civilization itself. This is due to the fact that initially any science manifests itself as a spiritual aspiration to cognition, as an act of culture, but it is civilization that then destroys science, orienting it toward pragmatism and turning its discoveries into utilitarian products. The status quo of science in general and psychology in particular is due, inter alia, to the fact that modern knowledge is deprived of an integral worldview and is valued only by its technical suitability. It is argued that overcoming the crisis of psychology is possible, in case of revising of its methodological foundations, and mainly, with a radical change in its basic paradigm and subject. New psychological categories and tasks arising from the change of the basic paradigm setting are proposed for discussion. At the end of the article, a new concept is introduced, «General Metapsychology».
Скачать PDF

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Недбаева С.В., Недбаев Д.Н., Ткаченко В.В.
В статье рассматривается коммуникативная компетентность как личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований по проблеме коммуникативной компетентности позволил авторам определить главные феноменологические и операциональные параметры коммуникативной компетентности, сделать вывод, что данный психологический феномен включает в себя два блока составляющих: первый это его знания о предмете, лежащем в основе коммуникативного взаимодействия (объективный компонент), второй определенные психические характеристики человека как участника этого взаимодействия (субъективный компонент). Также в ходе исследования определено, что развитие коммуникативных способностей способствует формированию системы положительных отношений личности с самой собой и миром, а также обеспечивает успешность в социуме и, соответственно, повышает самоуважение человека. Коммуникативная компетентность является интегративной характеристикой человека, определяющей его потенциал как успешного субъекта социального взаимодействия. Коммуникативная компетентность операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; в чувстве собственной компетентности; в умении гибко и динамично трансформировать ситуацию общения, собственную коммуникативную активность и поведение партнера.It is discussed in the article the communicative competence as a personal characteristic, including communicative abilities and abilities, psychological knowledge in the field of communication, personality traits, and psychological conditions accompanying the process of communication. Analysis of the results of domestic and foreign research on the problem of communicative competence is allowed to the authors to determine the main phenomenological and operational parameters of communicative competence, to conclude that this psychological phenomenon includes two blocks of components: the first is its knowledge of the subject underlying http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 communication (objective component), the second certain mental characteristics of a person as a participant in this interaction (subjective composition). It is determined in the course of the study that the development of communicative abilities contributes to the formation of a system of positive personal relations with itself and the world, and also ensures success in the society and, consequently, enhances the individual's self-esteem. Communicative competence is an integrative characteristic of a person, determining his potential as a successful subject of social interaction. Communicative competence is operationalized in successful constructive acts of interpersonal interaction; in the sense of one's own competence; in the ability to transform the situation of communication flexibly and dynamically, one's own communicative activity and the partner's behavior.
Скачать PDF

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Карпеева Ольга Владимировна
В статье рассматриваются возможности преодоления отклоняющегося поведения людей в процессе межличностного общения. Предложена оригинальная структура культуры общения как одного из средств преодоления отклоняющегося поведения.This article examines the ways of overcomimg of abnormal behaviour in the process of interpersonal communication. The original structure of communication standard as a way of overcoming of abnormal behaviour.
Скачать PDF

К ВОПРОСУ О ПРОГНОСТИЧНОСТИ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Марищук Л.В.
В статье анализируется понятие системы в целом и системы профессионально-психологического отбора, в частности, ее эволюционных и революционных изменений. Обсуждаются проблемы подбора кадров и пути его оптимизации на основе взаимодействия заинтересованных организаций. Анализируется необходимость подбора сотрудников на специальности, которые станут нужными через 10-15 лет и возможности подбора людей в «команды» (приведены примеры из психологии спорта).
Скачать PDF

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ (ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕ

Лазарев М.Л.
В связи установленными ВОЗ и принятыми в России в 2012 году критериями живорожденности (с 22-х недель и 500 грамм), а также признания целым рядом авторов факта психической жизни плода возникает необходимость в разработке специальных методов психолого-педагогического сопровождения развития детей до рождения и после него, что обеспечивает более мягкий переход ребенка из пренатального периода жизни в постнатальное детство и направленных на гармонизацию его развития. Одним из ведущих факторов такого сопровождения является музыкальное искусство, основанное прежде всего на пении женщины в период беременности, а после рождения на пении самого ребенка с помощью специально написанных для него песен. В статье представлены фрагменты авторской концепции музыкальной гармонизации развития ребенка, с описанием некоторых результатов применения в России с 1983 по 2015 годы музыкального метода пренатального воспитания метода «Сонатал»
Скачать PDF

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Сенкевич Л.В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования совладающего поведения респондентов из группы нормы и групп риска в юности, молодости, зрелости и пожилом возрасте. Проведен сравнительный анализ профилей копинг-стратегий испытуемых с разными видами аддикций, суицидентов и лиц с нормативным поведением, определены возрастные различия в стратегиях совладания. Установлено, что у здоровых респондентов на всех возрастных этапах доминируют адаптивные копинг-стратегии, у алкозависимых и наркозависимых показатели продуктивных копинг-стратегий с возрастом снижаются, в группе суицидентов наиболее дисгармоничным оказался профиль стратегий совладающего поведения в юношеской выборке.
Скачать PDF

КОНТЕКСТ РАССМОТРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Артюхова Татьяна Юрьевна, Петрова Татьяна Ивановна
Проблема и цель.Рассмотрение феномена психологического здоровья сопряжено с контекстом социо-культурных обстоятельств, в которых оно формируется и реализуется. Контекстуальность понимания психологического здоровья задается задачами образования, в т.ч. и высшего, решение которых направлено, в частности, на взращивание будущего компетентного профессионала. В процессе обучения психологическое здоровье должно обеспечить полноценное становление обучающегося как субъекта развития и саморазвития. Целью исследования выступает конкретизация понимания содержания психологического здоровья с учетом заданного контекста его рассмотрения. Методологию исследования составляют анализ и обобщение теоретических научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Заключение.Необходимость данной проблематики обусловлена требованиями времени. Здоровое подрастающее поколение обеспечит будущее нашего общества. Приумножение психологического здоровья субъектов образовательного процесса должно осуществляться посредством повышения уровня психологической компетентности, восстановления и развития их психоэмоционального баланса. Субъектная позиция раскрывается посредством активности, ценностей, рефлексии (саморефлексии), опыта, в т.ч. сотрудничества. Понимание индивидуальных и возрастно-психологических особенностей обучающихся позволяет ставить задачи по осознанию молодыми людьми своих возможностей и возможных преобразований в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности, формированию компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО (общетрудовые, профессиональные знания и умения, связанные с предметными преобразованиями), формированию умения саморегуляции, коллективного взаимодействия. Субъектная позиция характеризует обучающегося как личность, которая сознательно в процессе своей деятельности проявляет ценностно-смысловое отношение к тому или иному объекту. Структура субъектной позиции включает мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяет стратегию поведения обучающегося, а деятельностный реализацию этой стратегии, способность к саморегуляции и управление собственной деятельностью. Выделение уровней ценностного отношения к собственному здоровью обучающихся может быть проявлено только через субъектную позицию. Во все времена здоровье рассматривается как ценность. Психологическое здоровье, представляющее собой единство многих составляющих, необходимо рассматривать в социокультурном контексте. Контекстуальность рассмотрения психологического здоровья одновременно и очевидно, и задает основную стратегию исследования этого феномена на современном этапе развития науки.
Скачать PDF

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ

Чернов Александр Юрьевич
В рамках социокогнитивного подхода религиозные нормы определяются как субъективные репрезентации результатов когнитивной переработки человеком информации о представленных в культуре религиозных феноменах. Религиозные нормы присутствуют в повседневном языке и выражены как нормативные суждения, отражающие правильность и предпочтительность социального поведения и образа мыслей. Отдельные нормативные суждения не существуют независимо друг от друга, а образуют кластеры, которые можно рассматривать как виды социальных норм. Целью представленного эмпирического исследования стало выявление видов религиозных норм, выраженных как нормативное суждение. В исследовании проверяется гипотеза о вербальном выражении в форме нормативных суждений инкультурированного религиозного опыта. В качестве метода сбора данных используется метод полуструктурированного интервью, в ходе которого выявляются суждения о нормах в контексте оценочной позиции. Оценки высказываются в отношении объектов, которые являются носителями искомых норм или придерживаются их. Методом анализа качественных данных служат элементы феноменографии и матричного анализа. Проведенное исследование позволяет говорить о существовании по крайней мере четырех видов религиозных норм: нормы атрибуции ответственности, нормы социального взаимодействия, нормы межличностного взаимодействия, нормы самопрезентации. Таким образом, религиозные нормы составляют фрагмент индивидуальной психологической реальности, которая обусловлена образцами социального поведения, определяющими его приемлемость и полезность. Приведенные результаты и выводы открывают возможности исследования конфессиональных различий в определении видов и внутреннего содержания репрезентаций религиозных норм. Кроме того, результаты исследования указывают на необходимость уточнения функций репрезентаций религиозных норм с точки зрения социальной адаптации.
Скачать PDF

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ КАК ТРАНСЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

Чекрыгина Татьяна Алексеевна, Иващенко Анна Петровна
используемый авторами исследования подход социальной психологии культурной динамики, сформированный в рамках культурно-исторической концепции, заключается в сравнительном анализе культурно-исторического процесса, с целью выявления в нем основных характерологических черт, присущих определенной социокультурной общности, которые являются наиболее устойчивыми социокультурными образованиями (культурными формами), и выполняют трансляционно-коммуникативную функцию воздействия культуры на развитие личности и социальные взаимоотношения. Результатом исследования является утверждение того, что культурные формы выступают основными детерминантами социокультурной идентификации, внутренним механизмом которой являются культурные формы мышленияsocial psychology approach to cultural dynamics used by the authors formed within the framework of the cultural and historical concept is a comparative analysis of cultural-historical process that helps to identify its main characteristic features of a particular cultural community, which are the most sustainable socio-cultural entities (cultural forms) and perform translation-communication function of the culture impact on personality development and social relations. The authors concluded that cultural forms were the main determinants of socio-cultural identification with internal mechanism – cultural forms of thinking
Скачать PDF

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА КАЧЕСТВО ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПОЛИГРАФЕ

Носс И.Н.
Данная статья посвящена вопросам относительно влияния индивидуальных особенностей человека на качество тестирования на полиграфе
Скачать PDF

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРЫ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНА

Чен Фейян, Флер Мэрилин
Во многих исследованиях была выявлена положительная связь между сюжетно-ролевой игрой и регуляцией эмоций в лабораторных условиях. Однако мало что известно о том, как игра и регуляция эмоций связаны в повседневной практике. В данной статье рассматривается, как семьи используют игру в качестве инструмента поддержки регуляции эмоций маленьких детей в повседневной семейной жизни. В течение шести месяцев изучались две австралийские семьи среднего класса с детьми в возрасте трех лет. Результаты показывают, как манипулятивная игра использовалась родителями во время ежедневных процедур для регуляции детских эмоций. Родители и дети взаимодействуют друг с другом, создавая эмоциональную зону ближайшего развития (ЗБР) через игру. Предполагается, что развитие регуляции эмоций не является индивидуальной практикой, но создается коллективно. Это исследование позволяет взглянуть с нового ракурса на понимание диалектической связи между манипулятивной игрой и эмоциональным развитием детей.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!