Языковое развитие

Найдено 2 определения термина Языковое развитие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Языковое развитие

language development) Процесс овладение родным языком начинается в первые месяцы жизни и продолжается на протяжении всей взрослости. Наиболее быстрыми темпами обучение языку происходит в раннем детстве, когда к б годам дети овладевают произношением основных звуков, базовой грамматикой и почти всей (свыше 90%) базовой лексикой родного языка. Теории языкового развития. Для объяснения челов. способности к овладению языком было предложено две совершенно разных теории. Одна, сформулированная Б. Ф. Скиннером и впервые изложенная в его книге Verbal behavior ("Вербальное поведение"), предполагает, что дети выучиваются говорить благодаря механизмам классического и оперантного обусловливания. Др. теория, предложенная Ноамом Хомским и Дэвидом Мак-Нейлом, утверждает, что научение языку почти полностью обеспечивается врожденной способностью. Дело обстоит так, как если бы с самого рождения существовала особая ментальная структура - "механизм овладения языком", в программу работы к-рого уже заложены осн. лингвистические правила. Для усвоения любого языка, на к-ром говорят родители ребенка, последнему требуется лишь минимальное количество специфической информ. Хотя обе эти теории имеют своих сторонников, данные эмпирических исслед. в большей степени подтверждают третью т. зр. на языковое развитие. Согласно этой теории, основу процесса овладения языком составляет взаимодействие между младенцем и ухаживающим за ним взрослым или, в общем, между двумя людьми. Доказательства того, что люди с рождения чувствительны к обучению языку, получены в исслед. как глухих, так и слышащих младенцев. Аспекты языка. Исследовались четыре аспекта языкового развития: фонология (звуки), синтаксис (глубинная структура), семантика (значения слов и выражений) и прагматика (практ. навыки коммуникации). Фонология. С момента рождения младенцы передают сообщения ухаживающим за ними взрослым с помощью разнообразных криков, указывающих на чувство голода, боль, потребность во внимании и др. состояния малыша. В 3 месяца младенцы смеются и "гулят", издавая (напоминающие гласные) звуки удовольствия, а в возрасте от 6 до 12 месяцев они уже произносят разнообразные цепочки звуков в форме лепета. В процессе такого "звукопроизводства" младенцы постепенно приобретают более выраженную коммуникативную интенциональность и более высокую чувствительность к сигналам извне. Они лепечут в ответ на обращенную к ним речь взрослого и затем ожидают от него ответной реакции на свой лепет задолго до того, как начнут понимать смысл произносимых взрослым слов. Примерно в 12 месяцев дети произносят свои первые слова. С этого момента продуцируемые ими звуки становятся все ближе к нормативным звуковым единицам (фонемам), хотя многие 5-летние дети все еще испытывают определенные трудности в артикуляции. В постпубертатном возрасте людям значительно труднее научится произносить речевые звуки, в продуцировании к-рых они не упражнялись в детстве. Семантика. Младенцы понимают значения слов еще до того, как начинают говорить сами. К 18 месяцам большинство детей владеют примерно дюжиной (или несколько большим количеством) слов, относящихся к разговорной лексике, однако понимают, по всей видимости, гораздо больше слов. Где-то в возрасте 2-х лет происходит скачкообразное увеличение активного словаря ребенка, быстро пополняющегося новыми словами и выражениями, - т. н. "языковая эксплозия" (language explosion). Хотя смысловое понимание быстро прогрессирует в раннем детстве, ряд общеупотребительных слов вызывает у ребенка затруднения, поскольку понимание этих слов требует большей когнитивной искушенности, чем та, к-рой обладают маленькие дети. В нашей культуре лексическая сложность и точность, по-видимому, служат самым простым показателем интеллектуальной способности и образованности каждого чел. Синтаксис. Дети демонстрируют определенное понимание структуры языка, когда они впервые соединяют два слова, чтобы построить предложение, - явление, наблюдаемое обычно в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет. Улучшение синтаксического понимания с возрастом происходит в регулярной последовательности. Дошкольники обнаруживают впечатляющую способность к усвоению значительной части синтаксических структур, встречающихся в речи их матерей, тогда как в среднем детстве, отрочестве-юности и взрослости люди постепенно совершенствуют понимание и применение формальных правил синтаксиса. Прагматика. Умение чел. общаться с помощью языка требует гораздо большего, чем удовлетворительное овладение фонологией, семантикой и синтаксисом. Оно предполагает умение придавать сообщению форму, соответствующую потребностям конкретных слушателей. Прагматика - это как раз та наука, к рая изучает подобные различия в коммуникации. Жесты и язык тела играют большую роль в прагматике и обнаруживают себя в первые месяцы жизни, когда младенцы размахивают руками при возбуждении или когда они отворачиваются, показывая этим, что не хотят больше играть. Трудно определить, насколько эти выразительные движения яв-ся интенциональными, но когда годовалый малыш поднимает свои руки, чтобы его взяли "на ручки", или показывает пальцем на понравившуюся игрушку, такое сообщение легко прочитывается взрослыми, особенно когда любой жест сопровождается настойчивыми вокализациями ребенка. См. также Стадии развития поведения ребенка, Речевое развитие К. С. Бергер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Языковое развитие

Процесс овладения языковыми навыками у молодых людей. Чтобы достичь компетентности в общении, ребенок должен овладеть четырьмя подсистемами языка: 1. Фонетика: способность понимать и воспроизводить звуки речи. 2. Семантика: способность понимать слова и различные словосочетания. 3. Грамматика: понимание правил расстановки слов в предложении, а также их изменения в зависимости от рода, падежа, склонения или спряжения. 4. Прагматика: понимание основных правил эффективного общения (очередность, умение завязать или закончить разговор и т. д.). Теории языкового развития расходятся в оценке роли природных и усвоенных факторов, влияющих на процесс овладения языком. Бихевиористы подчеркивают важность формирования условных рефлексов в приобретении языковых навыков. Согласно теории Хромского, язык рассматривается как специфический навык, присущий только человеческим существам. Особое значение в этой теории имеет механизм овладения языком, позволяющий детям понимать язык и составлять грамматически правильные фразы.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

К проблеме развития личности в мультикультурном обществе (на примере реализации программы «Языковое

Шигаева Олеся Игоревна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием программы обучения на личностные и интеллектуальные характеристики детей. Дана характеристика образовательной программы «языкового погружения», которая на данный момент применяется в школах Эстонии с целью интеграции недоминантной группы населения. Рассмотрена программа сравнительного исследования экспериментальной (учащиеся по системе «языкового погружения» и их родители) и контрольной (учащиеся, обучающиеся на родном языке по классической образовательной модели и их семьи) групп. Приводятся данные, полученные в ходе исследования вербального интеллекта детей, показана достоверность различий между ними.
Скачать PDF

Возможности развития творческой языковой личности специалиста в процессе обучения иностранному языку

Алексеева Н. А.
Занятия по иностранному языку позволяют создать креативную среду, характеризующуюся неопределенностью и потенциальной многогранностью. Широкий спектр учебно-речевых ситуаций в полной мере реализует потенциальные возможности иностранного языка для формирования и развития творческой языковой личности студентов, их коммуникативных умений и навыков, формирует и укрепляет внутреннюю мотивацию иноязычной речевой деятельности и общения, оптимизирует личностную самооценку.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность как фактор развития личности во вневузовской языковой профессионально

Москалева М.В.
Изменения, происходящие в социальной сфере нашего общества, вызвали необходимость формирования конкурентоспособной, активной личности, способной выстраивать эффективное взаимодействие не только со своими соотечественниками, но и с представителями других культур. Со все большей очевидностью во многих ситуациях владение языком перерастает из желательного в необходимое условие. Обозначенные обстоятельства привели к тому, что одной из важнейших задач подготовки специалистов нового уровня (в т.ч. при вневузовской языковой профессиональной переподготовке) становится овладение иностранными языками.
Скачать PDF

Роль медико-биологических факторов в языковом развитии школьников: обзор современных исследований

Чернов Дмитрий Николаевич
Цель. Статья посвящена анализу современных исследований факторов пре-, перии неонатального развития, обуславливающих индивидуальные различия по языковым способностям в школьном возрасте в соотнесении с особенностями взаимоотношений ребенка с ближайшим социальным окружением, которые могут модулировать вклад медико-биологических факторов в языковое развитие школьников. Метод или методология проведения работы. Проведен сравнительный метаанализ зарубежных и отечественных исследований, выполненных за последние 20 лет. Анализировались работы, включенные в базы данных PabMed, Web of Science, Scopus и elibrary.ru. Результаты. Тератогенные факторы, недоношенность и низкий вес при рождении могут оказывать долговременное влияние на развитие языковых способностей детей вплоть до среднего школьного возраста. Экспериментальные данные не позволяют сделать однозначный вывод о наличии половых различий по уровню языкового развития в школьном возрасте. Наблюдаются разночтения в результатах относительно величины вклада медико-биологических факторов в языковое развитие ребенка в зависимости от используемых исследовательских подходов. Позитивный характер детско-родительских отношений играет значительную роль в компенсации негативных влияний пре-, перии неонатальных факторов развития на становление языковых способностей школьников. Область применения результатов. Результаты метаанализа могут быть использованы при создании программ профилактики и коррекции становления языковых способностей школьников с учетом особенностей их развития в пре-, перии неонатальный периоды онтогенеза. Центральное значение должно уделяться роли детско-родительских отношений в опосредовании вклада медико-биологических факторов в последующее языковое развитие детей.
Скачать PDF

Психолингвистический подход к исследованию семантико-категориальных структур языковой личности в кон

Иорданов А.Ф.
Скачать PDF

Исследование доминирующих связей языковой картины мира методом психолингвистического эксперимента

Букаренко С.Г.
Скачать PDF

О языковой личности Владимира Набокова

Фатеев А.Е.
Скачать PDF

К проблеме содержания психолингвистических терминов: образ языкового сознания

Пищальникова Вера Анатольевна
Отечественная психолингвистика использует некоторые психологические термины, адаптированные к предмету собственно психолингвистических исследований. Однако часто необходимая адаптация термина, перемещаемого из одной научной парадигмы в другую, отсутствует. Это приводит к нечеткости терминологии и даже к искажению исходных понятий.
Скачать PDF

Влияние профессиональной культуры на языковое сознание инженеров-транспортников

Вилисова Екатерина Владимировна
Рассматривается, каким образом профессиональная культура влияет на языковое сознание инженеров-транспортников. Описываются изменения, происходящие в процессе профессионализации в языковом сознании. Приводятся результаты анализа данных свободного ассоциативного эксперимента, направленного на изучение влияния профессиональной культуры на языковое сознание индивида.
Скачать PDF

Специфика понятийных структур профессионального языкового сознания учителя-логопеда

Пецух Ольга Петровна
В статье рассматривается проблема психологических аспектов изучения готовности учителя-логопеда к работе в новой образовательной ситуации. Представлены данные исследования специфики восприятия учителями-логопедами профессионально значимых понятий, сделаны выводы о влиянии традиционного функционала этих специалистов на динамику развития лингво-когнитивного уровня их языковой личности.
Скачать PDF

Регуляция индивидуального стиля иноязычного общения как составляющая деятельности вторичной языковой

Кувшинова Наталия Николаевна
Рассматриваются особенности регуляции как психической деятельности личности, раскрывается суть понятий регуляция общения, регуляция иноязычного общения. Обосновывается идея развития вторичной языковой личности посредством регуляции её индивидуального стиля иноязычного общения.
Скачать PDF

Психологические факторы формирования языковой компетенции учащихся

Чернов Дмитрий Николаевич
Излагаются результаты исследования психологических факторов формирования языковой компетенции учащихся. Высокие оценки языковой компетенции учащиеся демонстрируют при высоком уровне интеллектуальных способностей в связи с особенностями детско-родительских отношений: воспитательская гибкость, стремление к осознанию изменений в личности ребенка, обеспечение условий для его психологической сепарации от родителей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!