Языковое развитие

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Языковое развитие
Процесс овладения языковыми навыками у молодых людей. Чтобы достичь компетентности в общении, ребенок должен овладеть четырьмя подсистемами языка: 1. Фонетика: способность понимать и воспроизводить звуки речи. 2. Семантика: способность понимать слова и различные словосочетания. 3. Грамматика: понимание правил расстановки слов в предложении, а также их изменения в зависимости от рода, падежа, склонения или спряжения. 4. Прагматика: понимание основных правил эффективного общения (очередность, умение завязать или закончить разговор и т. д.). Теории языкового развития расходятся в оценке роли природных и усвоенных факторов, влияющих на процесс овладения языком. Бихевиористы подчеркивают важность формирования условных рефлексов в приобретении языковых навыков. Согласно теории Хромского, язык рассматривается как специфический навык, присущий только человеческим существам. Особое значение в этой теории имеет механизм овладения языком, позволяющий детям понимать язык и составлять грамматически правильные фразы.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Языковое развитие
language development) Процесс овладение родным языком начинается в первые месяцы жизни и продолжается на протяжении всей взрослости. Наиболее быстрыми темпами обучение языку происходит в раннем детстве, когда к б годам дети овладевают произношением основных звуков, базовой грамматикой и почти всей (свыше 90%) базовой лексикой родного языка. Теории языкового развития. Для объяснения челов. способности к овладению языком было предложено две совершенно разных теории. Одна, сформулированная Б. Ф. Скиннером и впервые изложенная в его книге Verbal behavior ("Вербальное поведение"), предполагает, что дети выучиваются говорить благодаря механизмам классического и оперантного обусловливания. Др. теория, предложенная Ноамом Хомским и Дэвидом Мак-Нейлом, утверждает, что научение языку почти полностью обеспечивается врожденной способностью. Дело обстоит так, как если бы с самого рождения существовала особая ментальная структура - "механизм овладения языком", в программу работы к-рого уже заложены осн. лингвистические правила. Для усвоения любого языка, на к-ром говорят родители ребенка, последнему требуется лишь минимальное количество специфической информ. Хотя обе эти теории имеют своих сторонников, данные эмпирических исслед. в большей степени подтверждают третью т. зр. на языковое развитие. Согласно этой теории, основу процесса овладения языком составляет взаимодействие между младенцем и ухаживающим за ним взрослым или, в общем, между двумя людьми. Доказательства того, что люди с рождения чувствительны к обучению языку, получены в исслед. как глухих, так и слышащих младенцев. Аспекты языка. Исследовались четыре аспекта языкового развития: фонология (звуки), синтаксис (глубинная структура), семантика (значения слов и выражений) и прагматика (практ. навыки коммуникации). Фонология. С момента рождения младенцы передают сообщения ухаживающим за ними взрослым с помощью разнообразных криков, указывающих на чувство голода, боль, потребность во внимании и др. состояния малыша. В 3 месяца младенцы смеются и "гулят", издавая (напоминающие гласные) звуки удовольствия, а в возрасте от 6 до 12 месяцев они уже произносят разнообразные цепочки звуков в форме лепета. В процессе такого "звукопроизводства" младенцы постепенно приобретают более выраженную коммуникативную интенциональность и более высокую чувствительность к сигналам извне. Они лепечут в ответ на обращенную к ним речь взрослого и затем ожидают от него ответной реакции на свой лепет задолго до того, как начнут понимать смысл произносимых взрослым слов. Примерно в 12 месяцев дети произносят свои первые слова. С этого момента продуцируемые ими звуки становятся все ближе к нормативным звуковым единицам (фонемам), хотя многие 5-летние дети все еще испытывают определенные трудности в артикуляции. В постпубертатном возрасте людям значительно труднее научится произносить речевые звуки, в продуцировании к-рых они не упражнялись в детстве. Семантика. Младенцы понимают значения слов еще до того, как начинают говорить сами. К 18 месяцам большинство детей владеют примерно дюжиной (или несколько большим количеством) слов, относящихся к разговорной лексике, однако понимают, по всей видимости, гораздо больше слов. Где-то в возрасте 2-х лет происходит скачкообразное увеличение активного словаря ребенка, быстро пополняющегося новыми словами и выражениями, - т. н. "языковая эксплозия" (language explosion). Хотя смысловое понимание быстро прогрессирует в раннем детстве, ряд общеупотребительных слов вызывает у ребенка затруднения, поскольку понимание этих слов требует большей когнитивной искушенности, чем та, к-рой обладают маленькие дети. В нашей культуре лексическая сложность и точность, по-видимому, служат самым простым показателем интеллектуальной способности и образованности каждого чел. Синтаксис. Дети демонстрируют определенное понимание структуры языка, когда они впервые соединяют два слова, чтобы построить предложение, - явление, наблюдаемое обычно в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет. Улучшение синтаксического понимания с возрастом происходит в регулярной последовательности. Дошкольники обнаруживают впечатляющую способность к усвоению значительной части синтаксических структур, встречающихся в речи их матерей, тогда как в среднем детстве, отрочестве-юности и взрослости люди постепенно совершенствуют понимание и применение формальных правил синтаксиса. Прагматика. Умение чел. общаться с помощью языка требует гораздо большего, чем удовлетворительное овладение фонологией, семантикой и синтаксисом. Оно предполагает умение придавать сообщению форму, соответствующую потребностям конкретных слушателей. Прагматика - это как раз та наука, к рая изучает подобные различия в коммуникации. Жесты и язык тела играют большую роль в прагматике и обнаруживают себя в первые месяцы жизни, когда младенцы размахивают руками при возбуждении или когда они отворачиваются, показывая этим, что не хотят больше играть. Трудно определить, насколько эти выразительные движения яв-ся интенциональными, но когда годовалый малыш поднимает свои руки, чтобы его взяли "на ручки", или показывает пальцем на понравившуюся игрушку, такое сообщение легко прочитывается взрослыми, особенно когда любой жест сопровождается настойчивыми вокализациями ребенка. См. также Стадии развития поведения ребенка, Речевое развитие К. С. Бергер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.46 мб

Влияние иностранных языков на развитие ребенка

Медведева Татьяна Николаевна, Шамшурова Марина Юрьевна
Статья посвящена влиянию иностранных языков на развитие ребенка. Его изучение является эффективным в младшем школьном возрасте, потому что ведущий вид деятельности в данном возрасте учебная деятельность.
Читать PDF
165.73 кб

Языковая личность: факторы становления и развития

Милованова Л. А.
Читать PDF
667.21 кб

Значимость языковых навыков для развития личности

Новик Ксения Павловна, Ли Светлана Павловна
В статье показана роль навыков в изучении иностранного языка. Они влияют на развитие личности студента.
Читать PDF
257.71 кб

Развитие учебной автономии студентов языкового вуза

Яковлева Анастасия Николаевна
Статья посвящена проблеме развития учебной автономии студентов языкового вуза. Автор обращается к определению понятия учебной автономии, а также моделям, описанным отечественными и зарубежными исследователями.
Читать PDF
304.44 кб

Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста

Машинистова Наталья Викторовна
В статье рассматриваются механизм формирования речевого действия и сущность языковой способности.
Читать PDF
639.09 кб

Возможности языкового развития учащихся с билингвизмом

Карпушкина Елена Александровна
В статье представлен краткий анализ литературы по проблеме билингвизма.
Читать PDF
1.54 мб

Стратегия языкового развития личности в начальной школе

Володина Елена Николаевна
В статье рассматриваются актуальные проблемы языкового развития личности школьников в контексте современной социокультурной и образовательной ситуации и намечаются перспективные пути их решения.
Читать PDF
457.13 кб

Развитие языковой личности в педагогическом университете

Козырев В.А., Черняк В.Д.
Читать PDF
756.58 кб

Развитие языковой компетенции в процессе обучения чтению

Алиева Айше Эдемовна
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. В статье раскрывается значение термина «языковая компетенция».
Читать PDF
384.27 кб

Когнитивные и языковые предпосылки развития навыков чтения

Петрикова Анна, Галло Ян
Читать PDF
280.88 кб

Актуальные формы развития языковой образовательной культуры

Сметанина Ольга Михайловна
Развитие языковой образовательной культуры имеет два вектора глобальный и локальный, что является отличительной чертой образования в современном мире.
Читать PDF
241.35 кб

Профессиональное развитие преподавателей иностранных языков

Рогатина Наталья Андреевна
Значительно изменившееся значение иностранных языков в современном мире предъявляет новые требования к преподавателям иностранного языка.
Читать PDF
24.06 мб

Развитие языковой личности в современной полиэтнической школе

Иргашева Тамара Гулямовна
Статья посвящена анализу особенностей уровневой языковой личности ученика полиэтнической школы.
Читать PDF
405.54 кб

Оценка развития языковых навыков в обучении английскому языку

Агасиева Ира Рамазановна, Исмаилова Анжела Магомедовна
В статье оценивается использование коммуникативного метода обучения иностранному языку в современных условиях.
Читать PDF
1.87 мб

Модель языкового развития личности в системе общего образования

Володина Елена Николаевна
В статье осмысляются актуальные проблемы развития личности школьника в условиях модернизации системы общего образования и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Похожие термины:

  • ЯЗЫКОВОЕ РАССТРОЙСТВО РАЗВИТИЯ

    общее название разных форм нарушений развития языковых умений в детском возрасте, не связанных с умственной отсталостью, известным неврологическим или анатомическим дефектом. Часто выделяются р
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ

    расстройства, характеризующиеся прежде всего серьезными нарушениями развития речи или освоения языка (синтаксиса или семантики), которые нельзя объяснить общей задержкой интеллектуального разв