Явления массовидные
МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
социально-психологическое понятие: групповые психические явления как проявления массового и группового сознания. Напр.: соревнование, межличностные отношения, общественное и групповое мнение, психологический климату групповое настроение у «коллективное думанье», слухи у подражание, мода, паника и т. д.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Явления массовидные
сходство психич. состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса (циркулярная реакция). Ситуативными синонимами Я. м. являются стихийное массовое поведение, коллективное поведение. К Я. м. относят многообразные виды поведения толпы, слухи, моду, массовые полит. движения и т. д. Я. м. были в числе первых феноменов, к-рые попали в сферу интересов зарождавшейся социально-психол. науки. Их систематическое изучение было начато в рамках 2 независимых школ, сформированных в XIX в. учеными Германии, Франции, Италии : психологии народов (М. Лацарус, Г. Шейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Парето). В России конца XIX - нач. XX в. Я. м. изучались М. Г. Михайловским (субъективная социология), В. М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевским (гелиопсихология). В настоящее время Я. м. - предмет исследования психологии больших групп, полит. психологии, психологии пропаганды, психологии маркетинга. Лит.: Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007. А. П. Назаретян
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011