ЯЩИК ЧЕРНЫЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Черный ящик
термин акцептирован бихевиористами из физики. Питая отвращение к гипотетическим внутренним механизмам или «ложной психологизации», как говорит Скиннер, сторонники науки о поведении называют свое направление исследований «психологией черного ящика».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
способ рассуждения или исследования проблемы, при котором методы, процедуры и т.д. не описываются, не объясняются или даже не до конца осмыслены. Никаких утверждений и выводов по методу не делается; обсуждение и выводы относятся только к эмпирически наблюдаемым закономерностям. Альтернативное определение: метод, формально соотносящий вход, например, количество всасывающегося за период времени лекарственного средства, или предполагаемый причинный фактор, с выходом, например, количеством элиминируемого за период времени лекарственного средства, или наблюдаемым эффектом без детальных предположений о механизмах превращения входящих данных в исходящие внутри организма («черного ящика»).

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ЯЩИК ЧЕРНЫЙ
термин, заимствованный из физики, где он условно использовался для обозначения какой-либо сложной системы, законы функционирования которой ученым неизвестны и могут быть представлены лишь в виде гипотез и предположений. Главная идея использования понятия Я.ч. заключается в следующем. Когда неизвестны внутренние законы работы некоторой сложной системы, обычно довольствуются тем, что знают, как эта система реагирует на разнообразные внешние воздействия, оказываемые на нее. В психологии понятие Я.ч. широко применялось бихевиористами, и они под Я.ч. чаще всего понимали организм человека-то, что происходит в нем (а позднее-в работах необихевиористов-и в самой психологии человека). См. бихевиоризм, необихевиоризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
система, в которой внешнему наблюдению доступны лишь входные и выходные величины, а ее внутреннее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Ряд важных выводов о поведении системы можно сделать, наблюдая лишь реакции выходных величин на изменение входных. Такой подход, в частности, открывает возможности изучения систем, устройство которых либо не известно, либо слишком сложно для того, чтобы можно было по свойствам составных частей этих систем и структуре связей между ними делать выводы об их поведении. Наглядным примером использования модели Ч. я. в психологии являются эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме. В инженерной психологии метод Ч. я. широко используется при формализации деятельности оператора и построения математических моделей его деятельности.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЯЩИК ЧЕРНЫЙ
модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто "непрозрачное": о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход "ящика") и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода "ящика"). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде "ящика черного". Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа "ящика черного" - эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Термин, заимствованный из физики, где он использовался для описания модели функционирования любой сложной системы, основанной на выдвижении гипотез относительно внутренних конструкций, механизмов и процедур этой системы. Основной смысл здесь заключается в том, что, когда точно неизвестно, что внутри системы заставляет ее функционировать, систему рассматривают так, как если бы это был непроницаемый черный ящик, и делают индуктивные умозаключения относительно внутренних свойств. Затем черный ящик становится моделью системы и выражает представление о том, что теоретически можно объяснить, как функционирует система, воздействуя на нее разным образом и наблюдая реакцию на эти воздействия на выходе. Употребление в психологии очевидно: просто под изучаемой сложной системой понимается организм. Следует обратить внимание, что черный ящик никогда не бывает пустым, он заполнен, часто обильно, структурами, конструкциями, действиями и т.д. Некоторые, обычно бихевиористы, которые питают отвращение к гипотетическим внутренним механизмам или к тому, что Скиннер называл "ложной психологизацией", называли свой подход психологией черного ящика. Это, конечно, является неправильным употреблением первоначального термина. См. пустой организм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

«Черный ящик» войны с терроризмом

Овчинский Владимир
Читать PDF

КАК УПАКОВАТЬ ЖИЗНЕННЫЙ МИР В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

Салин Алексей
Читать PDF

"черный ящик" российского религиоведения (антифон Т. А. Фолиевой)

Давыдов Иван Павлович
Читать PDF

Анализ процесса развития методов контроля знаний с позиций теории черного ящика

Асауленко Евгений Васильевич
Статья посвящена анализу исторического процесса развития методов контроля знаний с позиций теории черного ящика (ЧЯ).
Читать PDF

«Черный ящик» российского религиоведения в свете акторно-сетевой теории Бруно Латура

Давыдов И. П.
В статье рассматривается современное состояние российского религиоведения с применением методологии акторно-сетевой теории Бруно Латура.
Читать PDF

Открыть «Черный ящик»: возможности этнографических методов в социологии образования how to do educat

Власова Татьяна Анатольевна
Читать PDF

Открывая «черный ящик» системы peer-review. Рецензия на книгу: Lamont M. How professors think: Insid

Назаренко Александр П.