ЯРОШЕВСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯРОШЕВСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
1915-2001) - рос. сов. психолог, известный г. о. своими работами по истории психологии и научной методологии, автор более 50 книг в области истории психологии от античности до современности. Основные работы: "История психологии" (1966); "Психология в XX столетии" (1971); "И. М. Сеченов и мировая психологическая мысль" (1981); "Л. С. Выготский: в поисках новой психологии" (1993).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Ярошевский Михаил Григорьевич
(1915—2001) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии. Выдвинул концепцию научной деятельности в единстве ее предметно–логического, социального и личностного аспектов, основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Раскрыл психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.). По мнению М. Г. Ярошевского, творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты. (См.: Психология творчества и творчество в психологии — Искусствознание и психология художественного творчества. М. 1988).
Применяя системно–структурный подход в исследовании творчества, М. Г. Ярошевский пришел к выводу о том, что психология не способна проникнуть в тайны творчества, используя только свои средства, безотносительно к истории культуры. Будучи по своей природе системным объектом творчество адекватно постижимо только в междисциплинарном исследовании. Данная позиция актуальна и может рассматриваться как одна из методологических основ современных исследований творчества.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Ярошевский Михаил Григорьевич
(род. 1915) - отечественный психолог.
Биография. В 1945 г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Учение Потебни о языке и сознании". С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951 г. по 1964 г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов "Вопросы истории естествознания и техники" и "Психологического журнала".
Исследования. Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметно-логическим, научно-социальным и личностно-психологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.
Сочинения. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
История психологии. 1966;
Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л.И.Анцыферовой);
Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
Психология в XX в.;
(Ред.) Краткий психологический словарь. (совм. с А.В.Петровским)

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич

(1915—2001) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: Вопросы психологии, Психологический журнал и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях и премии Г.И. Челпа-нова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: Выдающиеся психологи Москвы. В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном. В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941 — 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. — аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис: Учение А.А. Потебни о языке и сознании. В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 г. — зав. кафедрой психологии Куляб-ского педагогического ин-та. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором Психологии научно-технического творчества (позднее преобразованный в сектор Социальной психологии науки) ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. -гл.н.с. ИИЕиТ РАН. Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки (Психология науки / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонен-тный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку (Наука о поведении: русский путь, М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. (История психологии / в соавт., М., 1994; История и теория психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; Основы теоретической психологии / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; Психология (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; Теоретическая психология / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей — Краткий психологический словарь, М., 1985, 1998; Психология. Словарь, М., 1990. Автор монографий: История психологии (1966, 1976, 1985); Психология в XX столетии (1971, 1974); Развитие и современное состояние зарубежной психологии (1974, в соавт.); Сеченов и мировая психологическая мысль (1981); Репрессированная наука (1990, 1994; в 2 тт); Выготский: в поисках новой психологии (1993); Историческая психология науки (1995); История психологии от античности до середины XX столетия (1996); 100 выдающихся психологов мира (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь. А.В. Юревич, В. В. Умрихин

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
15.52 мб

Михаил Григорьевич ярошевский: Историческая психология исторической личности

Марцинковская Татьяна Давидовна
Читать PDF
15.01 мб

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г.